Профориентация

Начав работать в направлении «Профориентация», я вспомнила, как у меня проходил этот нелегкий процесс выбора профессии. И вступительные экзамены. Сколько сил, сколько сомнений. И что в конечном результате из этого получилось…

Я всегда знала, что поступать буду в педагогический институт, на факультет младшей школы. Если бы меня спросили: «Почему?» Я бы ответила, что люблю детей. Рассматривая эту ситуацию из сегодняшнего дня, я вижу больше вопросов и сомнений по поводу такого выбора. Я – единственный ребенок в семье, у меня нет младших братьев и сестер или племянников. Я никогда не возилась с малышами во дворе или с соседскими детьми, и не испытывала желания с ними заниматься. Скорее всего, моё желание имело под собой какую-то другую основу, но никто из окружающих меня взрослых над этим не задумался. Сейчас я понимаю, что это был дефицитарный мотив – желание встречи с собственным ребенком.

Первый раз в жизни не довела я начатое дело до конца, когда получив незаслуженную «четверку» за вступительное сочинение, забрала документы. И пошла «за компанию» с подругой в училище, на зубоврачебный факультет. Уже позже была медицинская академия, ординатура. И я уже много лет достаточно успешный и востребованный стоматолог.

Довольно часто мы говорим о важности собственного выбора, осознанности решения при выборе профессии. О чём хочу сказать вам я? В своей работе мы много внимания и времени уделяем работе с семейной системой. Мы узнаем у ребят и их родителей историю семьи и строим генограмму профессий и хобби, которые присутствовали в разных поколениях. И учитываем эти данные в своей диагностике. В моем случае сыграла роль генетическая память, потому что в моей семье достаточно много врачей, вполне успешных. Кто-то захочет мне возразить, что бывает так, что в семье ни одного инженера, а сын – талантливый изобретатель. Никто не будет оспаривать такие возможности. И, конечно, случился же в семье рыбаков великий Ломоносов. Но такие случаи не столь часты, правда?

Несомненно, мы в своей работе опираемся не только на генограмму. Мы используем большой кейс диагностических методик для определения предпочтений и склонностей подростка, выбирающего профессию. Учитываются его психологические и характерологические особенности. А также как они соотносятся с требованиями профессиограммы – характеристиками каждой конкретной профессии.

Кроме того, мы обязательно обращаем внимание на особенности здоровья подростка и возможные ограничения по состоянию.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что особый упор на работу с семейной системой помогает параллельно разрешить сложности, возникающие у подростка, столкнувшегося с непростым выбором или необходимостью отстаивания своего мнения в семье.

Разноплановость и многофакторность нашей диагностики дает возможность наиболее полно и чётко определить перечень подходящих профессий.

В заключение, мне хотелось сказать, что у меня есть небольшое сожаление, что тогда, много лет назад рядом со мной не было разбирающегося в проблеме и умеющего её решать взрослого, который мог бы помочь. Возможно, всё сложилось бы проще и легче. И в то же время радостно, что у нынешних школьников, стоящих перед выбором, такие помощники есть.

Вернуться к списку статей