Он-лайн консультирование Вопрос-ответ Задайте вопрос психологам центра Увлекательные встречи. Фотогалерея.

Вопрос задает Мария

Тэги: Психологическое консультирование, Помощь психолога
«

Здравствуйте, сыну 5.5 лет. Благополучно пережили кризис 3 лет, истерики закончились, а недавно все возобновилось. Пример. Пора одеваться в садик. Он отказывается (хотя в садик ходит с удовольствием), говорит не хочу одеваться, не умею (врет), не буду, забивается в угол, все с улыбочкой. Я его прошу, уговариваю минут 15 - бесполезно. Начинаю раздражаться, говорить, что если одену его сама, то тогда накажу - например оставлю без сладкого вечером. Тут начинается истерика, но не одевается ни в какую. Одеваю сама, вечером наказываю (слово есть слово). В последнее время уже и условий никаких не ставлю - он все равно сделает по своему. И так очень часто на различные мои просьбы: почистить зубы, убрать игрушки и т.д. Когда он в хорошем настроении, я обнимаю его, говорю о том, как здорово, когда мы не ругаемся, о том что ему пора как взрослому некоторые вещи делать самому, а он переводит тему, задавая какие-то вопросы совсем о другом, или просто произносит какие-то слова типа кукушка, сосиска, (это у них в саду смешным считается) и сам над ними смеется, и тут же начинает проситься к бабушке (там ему во всем потакают). Разговора не получается. Папино слово тоже не закон, т.к. наш папа может слово сказать, а потом его и назад взять. Кстати у воспитателей в саду он считается практически идеальным ребенком: знания схватывает на лету, слушается, за собой убирает. Но в общении со сверстниками в группе он слишком робкий, общается только в своем узеньком кругу (есть у него два друга), не может и не пытается отстоять свои интересы. Я полагаю, что это все как-то взаимосвязано. У меня появилось ощущение, что я теряю контакт с ребенком.  Подскажите, пожалуйста, как мне вести себя в этой ситуации? Спасибо

»

Мария , 07.02.2016

Отвечает

Прошина (Лопухова) Елена Прошина (Лопухова) Елена
Детский и подростковый психолог, сертифицированный гештальт-терапевт.

Добрый день, очень понятна Ваша тревога по поводу сына. Я обращу внимание на Ваши слова: «… у воспитателей в саду он считается практически идеальным ребенком: знания схватывает на лету, слушается, за собой убирает», т.е. мальчик умеет соблюдать установленные в садике правила, слушается старших (воспитателей) и т.д. Очевидно, что все трудности происходят в отношениях в семье, между Вами (родителями) и ребенком. Так бывает, если в семье нарушена иерархия и нет правил, с Ваших слов: «Папино слово тоже не закон, т.к. наш папа может слово сказать, а потом его и назад взять», а «у бабушек во всем потакают». В такой ситуации мальчику сложно ориентироваться кто для него главные люди – родители или бабушки? чьи требования слушать? какие правила соблюдать? что можно, а что нельзя? Ребенку очень важно чувствовать кто в семье главный, понимать правила по которым живет семейная система, а иначе он не чувствует границ своего поведения, ему тревожно и непонятно (отсюда истерики). Вам с мужем важно договориться, выработать правила, поддерживать друг друга, в семейной системе – Вы два главных человека (ни бабушки).

Во многом такое поведение может определяться эмоциональным состоянием родителей, их отношениями, не возникает ли у Вас желание противостоять мужу, получается ли у Вас договариваться или Вы чаще спорите (конкурируете) друг с другом и т.д. Если все - таки, такое пусть и сдерживаемое желание у Вас есть, то, скорее всего ребенок видит определенный способ общения или выражает это желание за Вас. И здесь нужно разбираться, что происходит в отношениях, какие важные потребности не удовлетворяются, что в отношениях недоговаривается и т.д.

Про правила в семейной системе и о том, как отношения в семье влияют на поведение ребенка, рекомендую почитать Вам А. Варга «Системная семейная терапия».

Конечно, для того, чтобы более точно ответить на Ваш вопрос, желательна очная консультация. Спасибо Вам за вопрос, удачи и терпения.

Вернуться к вопросам

Запишитесь к нам

*Ф.И.О
*Телефон
E-mail
Комментарий

🠝