Вопрос задает Кристина
Добрый день! У нас такая проблема, девочка 3.5 года не хочет посещать никакие занятия без возможности виснуть на маме. Мы пытались ходить в детсад в 3г. Первые 3 дня я (мама) ходила с ней, сидела рядом на прогулке, или в группе в коридорчике ждала ее. Она играла со мной, к другим детям интереса не проявляла. Когда стала оставлять ее и уходить, она плакала и стояла около двери. Воспитатели говорят, что она не играла с другими детьми и ни в какую не желала отойти от дверей. Так она ходила еще 2-3 дня, каждый раз начинала плакать еще по дороге в садик. Объясняла, что ей там скучно, что она не хочет ни с кем играть, только с мамой. Потом ребенок заболел, и больше я ее не водила. Через 3 месяца я попробовала отвести ее на спортивную секцию (фигурное катание). Сначала мы просто ходили вдвоем и я сама учила ее. Она была в восторге и каждый день просилась на каток. Недавно я отдала ее в группу ребятишек (3-5 лет) на занятия с тренером. Сама я стою с другими родителями за бортиком и смотрю на нее (она меня видит и может подойти в любой момент). Первое занятие прошло хорошо, она общалась с другими детьми и была довольна. Но когда мы пришли на второе занятие, ребенок заплакал, сказала что будет заниматься только с мамой. А когда я сказала, что я постою в сторонке и посмотрю, а она будет с другими ребятами она разрыдалась еще больше и нам пришлось уйти. Дома говорит, что больше не пойдет, что ей скучно без мамы. Никакие уговоры не помогают((( При этом, тренер ей нравится, она его не боится, с детьми вроде проблем нет (за исключением того, что она необщительная). Подружки во дворе у нее есть, все они старше ее на 2-3 года, играют с ней как с дочкой))
Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Что я делаю не так? Нужно ли заставлять или уговаривать ребенка ходить на занятия? Как быть с детским садом? Может стоит сходить к психологу? Спасибо!
Отвечает

Детский и подростковый психолог, сертифицированный гештальт-терапевт.
И здесь маме важно осознавать и отделять свои собственные переживания (из своего детского опыта) от переживаний ребенка.
Есть еще один важный момент, который имеет большое значение в период естественной возрастной сепарации ребенка. Насколько Ваша дочка умеет пользоваться собственными ресурсами: понимает свои желания – что я сейчас хочу, к чему, к какой игрушке у меня есть интерес; умеет справляться с переживаниями – переживать грусть от расставания с мамой, или досаду, что игрушка досталась не ей, а другому ребенку; может постоять за себя рядом со сверстниками, попросить у воспитателя то в чем она нуждается и т.д. Если все-таки ее прежний опыт был наполнен больше маминой энергией, а мы родители, конечно же, желая нашим деткам всего только самого лучшего, часто решаем за них, чем им стоит заняться, в какие игрушки играть, стараемся защитить их от неприятных переживаний и т.д. Тогда у ребеночка не формируется свой собственный ресурс, он привык все время опираться на ресурс родителя. И конечно попадая в атмосферу, где как раз необходимо этим ресурсом воспользоваться ребенок теряется, в его опыте нет пока необходимых навыков.
И тут важно, постепенно отпускать родительский контроль – давать больше самостоятельности там, где ребенок может уже сам, и быть рядом в ситуациях, где ему еще одному справляться сложно.
Очень важно, что Вы как любящая и внимательная мама не оставляете этот момент взросления своей дочки без внимания.
Конечно, для того чтобы более точно разобраться в ситуации желательна очная консультация со специалистом.
А также у нас в центре проводится родительская академия «Авалон», это цикл бесплатных лекций проводимых специалистами нашего центра, что тоже является прекрасной возможностью почерпнуть для Ваших отношений (родитель – ребенок) новое и интересное.
Спасибо Вам за вопрос, удачи Вам и радости «быть» родителем, детский и подростковый психолог Лопухова Елена.