Учитель постоянно жалуется на ребенка! Что делать?

Учитель постоянно жалуется на ребенка! Что делать?

Учитель недоволен вашим ребенком: «Он слишком шумный», «Он мешает на уроке», «Он неусидчивый, на все отвлекается», «Он неуправляемый», «Он не успевает в обучении за одноклассниками». Знакомо?

Как часто родителей тревожит данная постановка вопроса: «Мой ребенок учится еще только в начальной школе, что же будет дальше???»

Школьная жизнь — это всегда масса непонимания, особенно в начальных классах, когда ребенок еще адаптируется в незнакомой для него учебной среде: то двойку получил, то не сделал домашку, то опоздал на урок. Школе, конечно, хочется идеальных учеников, но большинство далеки от этого.

Что же делать? Как помочь ребенку и понять родителям, что происходит с их чадом.

Давайте разбираться вместе!

Первый класс меняет в жизни ребенка очень многое: меняется роль ребенка в обществе, появляются обязанности, повышаются требования, ребенок вступает в новый коллектив, привыкает к новому взрослому — учителю. Поэтому начало учебы — это стресс, и к новым обстоятельствам каждый ребенок адаптируется по-своему.

Но не всегда замечания со стороны учителя и отставание в учебе кроется только в адаптации ребенка к школе или просто в плохом поведении.

Необходимо рассматривать данные вопросы комплексно. Все дети разные, но выделяются некоторые трудности в обучении, на которые необходимо обратить внимание родителям, чтобы максимально помочь своему ребенку.

1. Ребенок не слышит учителя.

И в основном это не снижение физического слуха. Ребенок может иметь трудности включения в учебный процесс: не понимать и не принимать учебную ситуацию в силу психологической незрелости, несформированности учебной мотивации.

Рекомендуется выполнять упражнения:

  • на развитие внимания;
  • на умение распределять и переключать внимание с одного объекта на другой,
  • на развитие устойчивости и концентрации внимания,
  • на расширение объема восприятия.

2. Ребенок ходит по классу во время урока, сидит под партой, кривляется и т.п.

Возможно, это гиперактивный ребенок, который просто не в силах усидеть за партой даже 30 минут. Излишне подвижный, чрезмерно деятельный ребенок при более пристальном внимании обнаруживает двигательную расторможенностъ, реактивность, которая сочетается с повышенной возбудимостью, «хаотичным хватанием» всего, что попадается на глаза, и утомляемостью. При незнакомых взрослых ведет себя так же, как и при родных. Такого ребенка легко спровоцировать на конфликт, даже в присутствии учителя. Пытается, но не может сдержать обещание; часто этот ребенок вызывает раздражение, а не сочувствие, при этом сам сильно страдает. В процессе обучения также периодически «отключается», не замечая этого. Как следствие, при неплохой памяти заучивание материала может быть затруднительным. Ребенку трудно сохранить умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя он остается двигательно активным до позднего вечера. Сильные эмоции также могут дезорганизовать поведение такого ребенка. Гиперактивность, чаще всего, - это не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз. Причиной также может оказаться и незрелость эмоционально-волевой сферы, и несформированность навыков учебной деятельности или протестная реакция на сложное задание.

Рекомендуется выполнять упражнения:

  • на снятие мышечного и эмоционального напряжения,
  • на развитие внимания,
  • на развитие навыки волевой регуляции,
  • на развитие и закрепление навыков общения.
    • 3. Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу.

      У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребенок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. Все эти непроизвольные движения, неадекватные выполняемому действию, говорят о склонности ребенка к навязчивостям.

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на равновесие и координацию движений в пространстве с различными предметами,
      • на сочетание статического и динамического положения тела в пространстве,
      • на развитие межполушарных связей,
      • на расслабление с использованием различных техник (лепка, пескотерапия и др.).

      4. Ребенок невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании.

      Низкий уровень развития произвольности; сниженный уровень объема и устойчивости внимания; недостаточность слухоречевой памяти; преобладающая мотивация - игровая. Если вы замечаете, что ребенок к тому же быстро утомляется, плохо переносит шум, яркий свет, духоту, не воспринимает громкий голос, яркие образы, его укачивает в транспорте, то, возможно, у этого ребенка имеется минимальная мозговая дисфункция (ММД). Такие дети могут страдать головными болями, а к концу учебного дня - перевозбуждаться, становиться слишком подвижными, неуправляемыми. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов». Степень проявлений признаков ММД сильно меняется в зависимости от состояния здоровья, окружающей обстановки, времени года.

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на развитие концентрации и объема внимания,
      • с использованием массажа и самомассажа для регуляции психомоторных функций,
      • с использованием подвижных игр различной интенсивности,
      • на коммуникацию,
      • на знакомство и закрепление эмоциональных состояний,
      • на релаксацию с элементами дыхательной гимнастики.

      5. С первых недель обучения у ребенка выявляются трудности чтения и письма.

      Вероятная причина – недостаточная сформированность таких функций, как зрительно-моторное восприятие и зрительно-моторные координации. Эти проявления функциональной незрелости ребенка не позволят ему научиться читать и писать легко и быстро.

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на развитие мелкой моторики с использованием различных техник телесно-ориентированной терапии (упражнения с различными мелкими и крупными предметами),
      • на развитие межполушарных связей,
      • с использованием пальчиковой гимнастики,
      • на развитие внимания и памяти.

      6. При письме рука ребенка устает, дрожит, слабеет, тяжелеет или сильно напрягается.

      Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности. Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов).

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на развитие мелкой моторики,
      • на укрепление всех групп мышц,
      • на уменьшение тревожности с использованием расслабляющих техник.

      7. Трудности формирования процесса письма.

      Обычно это следствие недостаточности фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. Все чаще встречаются дети с несформированностью пространственных представлений, зрительного восприятия.

      В основе трудностей обучения письму может лежать несформированность моторных действий, которая проявляется как неловкость крупных и, особенно, мелких движений: способность манипулировать мелкими предметами, держать карандаш, рисовать простые линии.

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на укрепление большого и указательного пальца для правильного держания ручки,
      • на развитие мышц спины и плечевого пояса,
      • на активацию двигательной активности кистей рук с использованием массажа и самомассажа,
      • с использованием арт-терапевтических методик (рисование, лепка, пескотерапия).

      8. Зеркальное письмо: ребенок переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево.

      Основные причины: несформированность зрительно-пространственных представлений. Нарушение зрительного восприятия. Скрытая или явная леворукость.

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на развитие внимания,
      • на формирование выносливости при выполнении различных заданий,
      • на преодоление рассогласованности работы полушарий мозга.

      9. В письменных работах ребенок пропускает буквы.

      Слабая концентрация внимания; несформированность приемов самоконтроля; индивидуальные особенности, затруднено формирование связей «звук – буква».

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на развитие скорости и реакции,
      • на развитие пространственного воображения,
      • на развитие равновесия и координации движений в пространстве,
      • на развитие внимания и пямяти.

      10. При чтении ребенок не может плавно прочитать фразу, происходит сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает».

      Возможные причины: нарушение дыхательной функции из-за снижения объема жизненной емкости легких, слабый тип нервной системы, замедленный темп деятельности. Таким же образом может проявляться дизартрия.

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на выработку правильного речевого дыхания,
      • на формирование артикуляционной и мимической моторики,
      • на развитие мелкой моторики,
      • на формирование пространственной ориентации,
      • на уменьшение тревожности с использованием расслабляющих техник.

      11. Нечеткая «смазанная» речь. Когда ребенок говорит, то мышцы, лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные. Бывает повышенное слюноотделение. Волнуясь, затрудняется в произнесении сложных слов.

      Возможно, это признаки нарушения двигательной функции органов речевого аппарата (язык, губы, небо), т.е. дизартрия.

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на выработку правильного речевого дыхания,
      • на формирование артикуляционной и мимической моторики,
      • на развитие мелкой моторики,
      • на регуляцию мышечного тонуса,
      • на переключение внимание ребенка с одного вида деятельности на другой,
      • с использованием массажа и самомассажа для регуляции психомоторных функций.

      12. Ребенок плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст.

      Недостаточный уровень развития памяти, внимания. Может быть, у ребенка не сформирован навык произвольного запоминания. То, что мы считаем плохой памятью, может быть следствием недоразвития мыслительных процессов, недостаточности активного словаря, слабого воображения (не может представить то, о чем говорится).

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на развитие памяти и воображения,
      • на развитие ритма речи,
      • на равновесие и координацию движения,
      • на развитие общей моторики,
      • на развитие межполушарных связей.

      13. Ребенок испытывает трудности при пересказывании текста.

      Не сформировано умение планировать свои действия, слабо развито логическое запоминание, низкий уровень речевого развития, низкий уровень развития образного мышления (логических операций), снижена самооценка, другие психологические причины.

      Рекомендуется выполнять упражнения:

      • на развитие памяти и воображения,
      • на развитие ритма речи,
      • на равновесие и координацию движения,
      • на развитие межполушарных связей,
      • на формирование контроля и самоконтроля.

      Причины названы. Рекомендации получены. Но все равно у большинства родителей возникает вопрос: «Ну а делать-то что?».

      Конечно, волшебной таблетки для решения всех проблем нет, но есть вы – родители и мы - специалисты, готовые помочь.

      Определить причины и спланировать индивидуальную работу вам помогут специалисты: дефектолог, логопед, психолог, телесно–ориентированный терапевт. Однако, возможно, причины гораздо серьезнее - незрелость или повреждение центральной нервной системы. В этом случае необходима также врачебная помощь.

      После выявления причины возникших проблем, вам, уважаемые родители, необходимо настроится на совместную работу со специалистами.

      Я скажу, что делать с точки зрения телесно-ориентированной терапии.

      В своей работе с детьми начальной школы я использую техники, при которых посредством специальных упражнений у детей формируется способность управлять своим телом, быстрее и лучше усваивать теоретические знания. Чем разнообразнее и точнее движение, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Поэтому на наших занятиях мы много внимания уделяем упражнения, дающим ребёнку уверенность и контроль за своим телом в пространстве. Я говорю про упражнения на равновесие и координацию, упражнения на выстраивание межполушарных связей, упражнения на умение напрягаться и расслабляться. Не могу не отметить, что учёными установлено прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом. Исходя из этого, наши занятия, совмещающие в себе физическую и умственную активность, развивают мозг наших детей и помогают ориентироваться не только в пространстве но и в жизни.

      В завершении я хочу сказать очень важные слова для родителей: атмосфера благожелательности, положительный эмоциональный настрой в школе и дома – необходимое условие успешности ваших детей.

      А еще родителю очень важно оставаться родителем - ребенку требуется ваша стимулирующая помощь: ободрение, похвала, установка на успех. Быть родителем «неудобного» для учителя ребенка сложно. Однако ваша помощь нужна самому ребенку. Если его поведение и способность к обучению не соответствует общим правилам — значит, это ребенку трудно в школе, а не наоборот. Поэтому не ругайте его за то, что он не смог высидеть урок или вновь нарушил дисциплину: он делает это не специально. Поддержите ребенка и будьте на его стороне.

      Ребёнок не может быть плохим во всём — что-то у него точно получается. Важно замечать его достижения и обсуждать, что ему нравится делать и как ему это удаётся. Позже эти алгоритмы он сможет перенести на другие жизненные ситуации.

      Автор - Агеева Татьяна

Вернуться к списку статей