Трудности при обучении? Как с этим жить?
C трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся на начальных этапах обучения трудности – трудности обучения письму.
Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система занятий дома. Знание причин трудностей усвоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволят не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения. Можно подчеркнуть большую сложность механизма формирования навыка письма, многокомпонентность его структуры, а также возможность влияния различных факторов на успешность формирования навыка. Трудности обучения письму могут быть связаны или вызваны самыми разными причинами: недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и т.п. Как разобраться во всем этом?
Для обозначения трудностей при обучении письму часто используют следующие термины. Термином «дислексия» чаще всего обозначается комплекс трудностей при обучении письму и чтению, отмечающихся у детей с нормальным уровнем интеллектуального развития, в основе которых лежит комплекс физиологических и психофизиологических причин, в том числе и так называемые Минимальные Мозговые Дисфункции. Дислексия у детей проявляется в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, которые были бы пропорциональны их умственным способностям. То есть, дислексия нередко сопровождается дисграфией. «Дисграфия» - нарушение (расстройство) письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом … или недоразвитием речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатком произношения, препятствующие овладению фонематическим звуковым составом слова. Частота встречаемости дислексии окончательно не установлена. По данным зарубежных исследований детей школьного возраста ее оценки варьируют от 5-10% до 20% и даже выше. По данным А.Н. Корнева у 50% детей с дислексией после 1-1,5 лет обучения в школе навык чтения отсутствует. Некоторые из них не знают букв, а остальные, выучив часть алфавита, читают только короткие знакомые слова, изображения которых они запомнили глобально, как картинку. 25% детей владеют медленным слоговым чтением, допуская большое количество ошибок, остальные читают побуквенно. Для детей с дислексией характерна вариабельность ошибок: одно и то же слово ребенок может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «хотела-ходела-хотила-ходила»; «только-долька-долга»; «щука-чтука-щтука», Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, но не на контекст, как это бывает у более старших детей: «ваше-вышла»; «хотела-ходила»; « дне-две».
Искажения звукового состава слов и трудности слияния слогов сильно затрудняют понимание прочитанного. Письмо, воспринимаемое со стороны как целое и связное, на самом деле (особенно на начальных этапах обучения) является последовательностью (цепочкой) дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что какие-то реакции не закрепляются (например, из-за недостатка времени), какие-то закрепляются неправильно и т.п., то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение, и результаты будут неудовлетворительными. Для детей с дисграфией характерна нестабильность графических форм, медленный темп письма, тремор (дрожание линии) при письме, «бисеринки» утолщений на линиях письма. Дополнительные штрихи, неправильное соединение. Как правило, очень трудно идет процесс освоения конфигурации букв, они никак не могут понять соотношение частей, их расположение на строке. Буквы у них чаще большие, «растопыренные», все линии неровные, много дополнительных штрихов. Пишут эти дети с большим напряжением, почерк резко ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма. Чаще всего родители и учитель считают, что ребенок «не хочет», «не старается», ведь все остальное может у него получаться очень хорошо: и чтение, и математика, и другие предметы. Но, обратите внимание, эти дети плохо владеют ножницами, «не любят» лепить и рисовать, то есть не любят именно то, что не очень получается.
Чем можно помочь? Во-первых, необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка и перебирание мелких деталей, вязание и склеивание мелких деталей, можно нанизывать пуговицы, бусинки на нитку, можно раскрашивать небольшие поверхности картинок. Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, не спешите. Ну и конечно, не забывайте хвалить ребенка за малейшее продвижение и никогда не выставляйте на посмешище товарищам, знакомым. Впрочем, эти требования обязательны при любых трудностях обучения. Конечно, такой ребенок нуждается в занятиях с логопедом, в индивидуальном подходе учителя, медикаментозном лечении и, довольно часто, в психологической помощи не только ребенку, но и семье.
Неуспешность в освоении навыков чтения и письма может оказывать отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Постоянные неудачи в учебе способны вызвать и закрепить такие черты, как неуверенность, тревожность, замкнутость, заниженная самооценка. В некоторых случаях, особенно при неправильном отношении к имеющимся у ребенка трудностям со стороны взрослых – как родителей, так и школьных педагогов, обвиняющих его в нежелании учиться, медлительности, лени и непослушании, - у детей с дислексией и дисграфией развиваются невротические, депрессивные состояния либо оппозиционное и агрессивное поведение.