Почему ребёнок не запоминает и как ему помочь?
![Почему ребёнок не запоминает и как ему помочь? Почему ребёнок не запоминает и как ему помочь?](/upload/iblock/b2b/981116vd2zrn3o1tgrykng5yvyjf0ljd/001.jpg)
«Ребенок постоянно забывает то, что учил!», «Сколько бы не повторяла правила ребенку, он все равно их забывает!», «Ребенок не может запомнить даже маленькое стихотворение!». Ситуация, знакомая многим родителям. В чём может быть причина? Давайте разбираться.
Плохая память у детей – не редкость. Что же делать родителям, которые замечают проблемы с памятью у ребёнка?
В первую очередь, необходимо выделить основные причины плохой памяти, иначе он так и будет механически перечитывать страницу по несколько раз, но его ресурсов просто не хватит на то, чтобы запоминать прочитанное.
Следующим шагом в нелегком пути к хорошей памяти ребенка будут правильно подобранные упражнения.
Теперь все по порядку.
Из основных причин плохой памяти можно выделить следующие:
- Отсутствие распорядка дня и контроля.
- Выполнение заданий за ребенка взрослыми (и это относится не только к обучению).
- Излишняя забота со стороны родителей или других значимых взрослых.
- Отсутствие интереса или мотивации у ребенка.
- Пассивный протест ребенка.
- Усталость, тревожность, стресс или психологическая травма.
Если первые пять пунктов понятны, объяснимы и ясно, чтобы делать, то последний пункт – это те причины, которые часто не рассматриваются как причины ухудшения памяти. Вот на этих причинах я и остановлюсь подробнее.
Стрессы оказывают негативное влияние на когнитивные функции ребенка. Если они сильные, регулярные или просто затяжные, страдают нервная система, клетки головного мозга. Это приводит к нарушениям в работе разных органов, ухудшению памяти и концентрации внимания.
Часто с ухудшением памяти у детей возникают следующие симптомы:
- нарушенная координация движений;
- путаница в мыслях;
- сложности с запоминанием информации.
Влияние стресса, постоянного перенапряжения приводит к истощению, к работе организма на пределе своих возможностей, хроническому напряжению и зажиму мышц. Объясняется эта взаимосвязь просто.
Возникновение мышечных зажимов напрямую связанно с различными запретами и табуированием как в семье, так и в школе. Внешние и внутренние запреты на проявление чувств приводят к возникновению психологического напряжения, которое приводит к напряжению физическому и носит название мышечного зажима. Мышечные зажимы в теле блокируют энергию.
Основой любого блока является подсознательная протестная реакция на определенное событие. Приведу очень распространенный и знакомый многим пример. Ребенку в семье или школе запрещают выражать ряд эмоций. Как только ребенок начинает проявлять «негативные» с точки зрения окружающих людей, эмоции, его одергивают, стыдят, высмеивают. Если это происходит один-два раза, то организм быстро справляется с этим стрессом и приходит в норму. Но если похожие психологические «атаки» продолжаются долго, то ребенок подавляет свои чувства и эмоции. Но подавленные эмоции никуда не пропадают, не растворяются и не исчезают, они просто оседают в теле в виде напряжения определенной группы мышц.
Еще один пример – ребенка ругают за плохие оценки, за неуспеваемость, взрослые наделяют негативным смыслом телесные движения и эмоциональные проявления ребенка. И для того, чтобы чувствовать себя любимым, ребенок изо всех сил стремится вести себя так, как хотят родители, очень старается хорошо учится, не перечить взрослым, сдерживая проявление нежелательных эмоций. Именно так и формируется мышечный панцирь, помогающий ребенку сдерживать свои чувства, воспитывается пренебрежение к собственным чувствам. А нравоучения типа: "Головой надо думать. Чем ты вообще думаешь?" приучают к игнорированию чувственной сферы, подавлению эмоциональной спонтанности, и трате ресурсов ребенка не на запоминание информации, а на то, чтобы не расстроить родителей или учителей
Родители хотят, чтобы ребенок хорошо учился, быстро все усваивал и запоминал, а получают то, что эмоциональные потрясения забирают у мозга значительный объем ресурсов, мешают запоминать новые сведения. Если ребенок стал плохо учиться, забывает стихотворения, не может сконцентрироваться на теме урока, стоит исключить стресс или его последствия снижение памяти.
С причинами разобрались. Теперь пришло время помочь нашим детям, используя различные физические упражнения. Основная задача - научить ребенка чувствовать свое тело и работать с ним. Это умение в значительной степени поможет его психологическому развитию на всех этапах взросления.
Рекомендуется использовать упражнения на снятие мышечного напряжения, на ориентацию тела в пространстве, на «включение» и интеграцию различных отделов головного мозга, на восстановление проводимости сигналов между мозгом и другими частями тела, на развитие памяти и воображения, на развитие мелкой и крупной моторики, на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Благодаря данным упражнениям восстанавливаются и упрочняются связи между мышлением, эмоциями и телом, снимается мышечное напряжение, лучше усваивается информация, улучшается кратковременная и долговременная память, формируются волевые качества, повышается интерес к познанию и обучению.
Столкнувшись с тем, что ваш ребенок о чем-то забывает, не ругайте его, не критикуйте и не сравнивайте с другими детьми. В такой ситуации необходимо обратить свое внимание на возникшую проблему, заняться тренировкой улучшения памяти и концентрации внимания.