Нетерпимость

Нетерпимость

Сказать, что данная черта присуща лишь некоторым из нас — серьезно покривить душой. Нетерпимость — общечеловеческое качество. Каждый из нас в той или иной степени нетерпим, но осознаем ли мы, насколько это опасно?

Любопытно, что у большинства людей, даже самых мягких, самых высоконравственных, все равно есть так называемые «слабые места», на которых они ломаются, иногда срываясь до агрессии. У каждого своё. Один неравнодушен к спорам, другой меняется в лице, если видит несправедливость, третий простит все на свете, но что касается книг... Люди несовершенны, и это нормально. Сегодня у нас появилась еще одна возможность спокойно и честно взглянуть на себя. Но не шпионить за собой, так как если «Мюллер моего тела» (правильная часть личности) будет стараться найти недостаток и уличить «Штирлица» (неправильную часть), то последний будет только совершенствоваться в конспирации. А ведь еще не известно, что правильно, а что нет. Это как посмотреть. Ведь если «чужой», то шпион, а если «наш», то разведчик. Поэтому постараемся без страха и без агрессии на себя, а спокойно, как нормальный живой человек, увидеть в себе эту черту и принять ее.

Нетерпимость —  это, с одной стороны, неспособность принимать убеждения, чувства, поведение, которое отличается от нашего собственного; с другой стороны, это и нежелание предоставить равную свободу выражения мнения другому человеку.

Нетерпимость может очень серьезно отравлять жизнь (вернее мы сами с ее помощью отравляем себе жизнь), хотя нам может казаться, что совсем наоборот. Вот примеры наиболее распространенных проявлений нетерпимости:

  • Нетерпимость к инакомыслию.
    Сюда относится в первую очередь национальная нетерпимость («Если в кране нет воды — воду выпили...»)
    К этому же виду нетерпимости можно отнести воинствующее непонимание чужой культуры (китайской оперы, например, или турецкой музыки).
  • Нетерпимость к другой социальной прослойке, сообществу.
    («В верхней части города живут одни снобы!», «интеллигент гнилой», «гегемон», «норковые шапки»).
  • Нетерпимость к другому поколению
    («старческий маразм», «мы такими не были»).
    Особенно часто людей лет пятидесяти раздражают дети-подростки, которые слишком радостно ведут себя в общественном месте — вот на ком можно оторваться!
  • Нетерпимость к интересам.
    Более тонкая на первый взгляд, но не менее глупая по сути: «Этот футбол!», «Эти сериалы!», «Ты со своими книгами скоро свихнешься! Читаешь много и что? Человеком что ли хорошим стал?» Здесь часто звучит фраза «Лучше бы ты...» Весь вопрос в том, кому лучше.
  • Нетерпимость просто к чужому мнению по какому-либо поводу.
    Нетерпимость к чужому вкусу: «Что ты с собой сделала?», «Хорошая ты женщина, но уж как нарядишься!..», «Я не ожидала, что тебе нравятся такие примитивные вещи!», «У него серьга в ухе!» и т. д.
  • Нетерпимость к себе.
    («Я виноват! Я идиот!»).
    Этот вид нетерпимости часто бывает источником для проявления предыдущих.

Вариантом нетерпимости является категоричность — жесткие оценочные суждения, ярлыки. Именно с категоричностью соседствуют ирония и сарказм. Ее маркерами являются слова «никогда», «всегда», «все», «никто», «невозможно», «ужасно», «бесполезно» etc.

На нетерпимость работают и так называемые социальные стереотипы: «Ученые рассеянны и неприспособленны, врачи циничны и некреативны, педагоги ограниченны и авторитарны».

Очень часто внешнее выполнение предписанных общественной моралью правил не обеспечивает внутреннего их принятия. Можно внешне проявлять терпимость, а внутренне кипеть от негодования. А потом быть измученным невыраженными эмоциями и в конечном итоге получить эмоциональный срыв. Поэтому нетерпимость надо преодолевать как внешне, так и внутренне. То есть действительно упражняться в выполнении вышеуказанных правил (привычка — вторая натура), и одновременно проникнуться мыслью о несостоятельности своих оценок, преодолеть гордыню, не брать на себя функцию Господа Бога. Попытаться рассматривать явления феноменологически — «Да, так бывает!»

В основе любого дефекта характера, в том числе и нетерпимости, лежит страх — страх лишения чего-то важного, страх одиночества, страх непонимания... Он идет из детства, из состояния ребенка, когда вокруг все такие большие и сильные, и от них зависит моя жизнь, они могут дать, а могут и не дать то, в чем я нуждаюсь. И это состояние неблагополучия, порожденное самой ситуацией детства, сохраняется на всю жизнь (в большей или в меньшей степени). Как же объяснить нетерпимость?

Это тот же самый страх, что мой мир, который я себе придумал, может быть разрушен. Я выстроил свою модель мира, «построил» людей, поделив их на хороших и плохих, умных и глупых, утонченных и примитивных, красивых и уродливых... И, встречаясь с человеком, я определяю ему место в своей системе координат. Это нормально, если человеку позволено в ней как-то перемещаться, но чаще всего за каждым закрепляется место, которое он не должен покидать. И если человек не соответствует каким-то моим представлениям, возникает эмоция возмущения: «Да как он посмел быть менее умным (добрым, предсказуемым, нравственным...), чем я ему предопределил! Он все портит!» Чувствуется крайне незрелая реакция, которая говорит скорее о внутреннем неблагополучии нежели о силе характера. Виден стереотип восприятия — «Это стул, на нем сидят!».

Категоричность в суждениях и склонность к спорам тоже имеет под собой основу. Вы замечали, что дети, находясь в обществе сверстников (в детском саду или в школе), часто жалуются учителю или воспитателю друг на друга, ябедничают. А иногда демонстративно вступают в спор с товарищем, оглядываясь исподтишка на взрослого. Все это имеет смысл проверки своих знаний о том, что можно, а что нельзя в этом мире. Ведь довольно часто у детей бывает следующая реакция: «А он включил воду в туалете и вымыл голову!» — «Ну и что? А ты не жалуйся на товарища!» — «А я тоже хочу!» То есть здесь налицо несамостоятельность мышления, оглядка на авторитеты. И склонность к спорам и категоричным суждениям как раз сопровождает личную неуверенность и несамостоятельность мышления. Получается, что ты хочешь истины, а он что, хочет чего-то другого? Мудрые педагоги иногда очень тонко реагируют на категоричные заявления детей, разглядев за ними страх и неуверенность. Пример: Мальчик впервые пришел в детский сад, увидел в раздевалке рисунки детей и сказал: «Фу! Какие дурацкие рисунки!» Как отреагировала воспитатель? Она не стала отстаивать честь группы, не стала соглашаться с мальчиком или переубеждать его. Она ответила: «В нашем детском саду можно рисовать и такие!» И все. Ребенок пошел в группу без страха.

Существует еще один психологический аспект. Чаще всего нас задевают в других людях именно те черты, которые мы по каким-то причинам боимся обнаружить в себе. Это вариант проекции. Мы проецируем на другого (или других, вплоть до целой нации) свою жадность, завистливость, леность, агрессивность (цыгане ленивые и грязные, «чурки» тупые и т. п.). Часто в других нас раздражает и то, чего мы себе позволить не можем: легкомыслие перед экзаменами, ветреность, нахальство и тому подобное. Нетерпимость многолика. Она может принимать форму предубеждения, ригидности, мстительности, ханжества.

Что же делать? Для начала просто распознать в себе нетерпимость. А затем попытаться понять, как она отравляет вашу жизнь (а не жизнь тех, к кому вы нетерпимы). И решить: нужно ли вам это. И можете ли вы позволить дать людям право быть такими, какие они есть. В любом случае: мы не в силах их перевоспитать...

Вернуться к списку статей