Художественный вымысел
В одной старой эстрадной песне были слова: «Правду мне скажи! Лишь правды одной я жду...» Судя по содержанию текста, автор этих слов хочет от своей возлюбленной невозможного. Мало, кто из нормальных смертных говорит только правду. Потому что ее невозможно сказать — не хватит словарного запаса. «Мысль изреченная есть ложь». Можно лишь приблизить себя к этой самой правде либо удалиться от нее.
По обыкновению, правда — это ложь, которая тебя устраивает. Люди терпеть не могут, когда их называют лжецами, но тем не менее время от времени бывают нечестны. Причем неправда различается по «географическому положению» и глубине.
Ложь — это вербализованное (словесное) искажение реальных фактов внешней или внутренней жизни человека. Например:
1. Совершить некий поступок, но умолчать о нем и придумать другую версию поведения. «Где ты был?» — подозрительно спрашивает жена припозднившегося мужа. Он, напряженно соображая, задает встречный вопрос: «Я?.. (пауза) Где был?..(пауза) Ну, я...» и что-нибудь сочиняет. Остается доля риска, что тайное станет явным.
2. Более тонкий вид лжи — о своих мыслях. «О чем ты думаешь?» «О тебе, любимая!», хотя на самом деле... Ведь мало, кто сможет прочесть наши мысли и тем самым поймать на нечестности. (Кстати, для тех, кто чувствует себя несвободным в действиях, есть выход. Ведь думать можно о чем угодно!)
3. Еще интереснее отрицать или подменять свои истинные чувства. «Ты обиделся?» — «Ничего подобного!» Ведь по первому закону работы в лаборатории, «горячая колба выглядит точно также, как и холодная».
Все это может выглядеть забавно и даже привлекательно, если бы не снижение качества жизни, которая усложняется там, где не надо. Многие могут согласится с тем, что «правду говорить легко и приятно»: не надо испытывать душевный дискомфорт, не надо мучительно запоминать, кому, что и когда ты говорил, не надо бояться разоблачения. И все же, и все же...
У человека, в отличие от животного с его ограниченными возможностями мимикрировать, есть замечательная возможность с помощью одних только слов изобразить из себя кого угодно, избежать наказания или получить лишний «кусок пирога» на празднике жизни. Это так соблазнительно! Это можно использовать иногда, а можно пристраститься и взрастить в себе нечестность. Чтобы предстать перед людьми таким, какой ты есть на самом деле, нужно мужество или бескорыстие. Но многим из нас бессознательно хочется продать себя подороже. В основе такого желания стоит убеждение (часто ошибочное), что я не так уж и многого стою, что со мной
Постоянное прибегание к нечестности формирует привычку. Мы перестаем отличать правду от лжи, факт от фантазии и сами начинаем верить в то, что придумали. А следовательно, ухудшается наша способность адаптироваться в мире.
Другая классификация нечестности показывает, как это происходит в обыденной жизни. Существует, например, а) инфан-тильная ложь. Это похоже на детское выдавание желаемого за действительное. (Мама подходит к кроватке ребенка, трогает простыню, вздыхает: «Опять обсикался!». На это малыш возмущенно отвечает: «Я вшпотел!» Бывает и б) бытовое вранье, когда «соврет — не дорого возьмет». Это токсичные для окружающих словесные отходы. в) Клевета — активная злая неправда о другом человеке. г) Более расхожим вариантом является лицемерие, когда мы мило улыбаемся тем, кому не хотим улыбаться, или регулярно общаемся с теми, с кем бы предпочитали подольше не встречаться. д) Наиболее разрушительна ложь самому себе, склонность не смотреть правде в глаза, не видеть и не слышать. «Шоколада мне не надо! Я не вижу шоколада!»
С чего это все начинается? Выше уже прозвучало, что основной источник лживости — это страх. Люди боятся лишений и наказаний. Это вполне естественно. Но страх перед неприятностями отравляет существование больше, чем сами неприятности. Запретные мысли и чувства проносятся в дом подобно душевной контрабанде: не пойман — не вор. Систематическое удерживание внутри себя истинных переживаний и реальной информации лишает общения теплоты и значимости, делает его рутинным. Взрослому, независимому, умному, интеллигентному, великодушному, одухотворенному человеку врать смешно. Простому человеку врать не выгодно, а иногда и опасно для здоровья. Страх разоблачение делает существование унизительным.
К причинам появления лживости можно отнести и родительские наставления типа «Всегда говори правду! Не лги мне!» и одновременно противоречащие этим наставлениям примеры окружающих или самих родителей. Ребенок бывает свидетелем мелкой родительской нечестности, когда приходит соседка занять денег, а мама, вместо того, чтобы сказать «Не дам, потому что ты вовремя не отдашь!» говорит «Извини, у меня у самой десять рублей в кошельке». В душе у ребенка возникает путаница, он перестает доверять себе и окружающим. Излишняя зависимость от оценок авторитетов, страстное желание соответствовать их идеалам тоже приводит к использованию «художественного вымысла».
Кроме того, может сложиться впечатление, что
Как же приблизить себя к правде? Как и в любом начинании, нужно сначала принять решение быть честным, взвесить все преимущества нового положения. Следующим шагом будет осознание своих личностных прав. В их число входит право не объяснять своего поведения, не оправдываться, общаться с теми, с кем хочется, право не соответствовать ожиданиям окружающих вас людей. А потом можно начинать говорить правду... самому себе. Не стоит обольщаться, что все будут счастливы благодаря вашей честности. Существует же еще и так называемая ритуальная ложь, якобы во спасение. Но, говоря правду самому себе, вы наведете порядок в своем «внутреннем доме» — «Стяжай мир в душе своей — и вокруг тебя спасутся тысячи». Другое дело, когда