Почему ребенок грызет ручки, тетради, ногти…?
Почему ребенок до 4 лет дерется?
Как правило, мамы говорят: «Драться нельзя!» или произносят послания, схожие по смыслу, тем самым запрещая выражать злость и агрессивность, возникшие в ответ на нарушение границ ребенка. А как можно выражать — не учат, что впоследствии может привести к глубокому неврозу, и ребенок не научится воспринимать себя целостно.
Важно научить ребенка выражать конструктивно злость и раздражение, оставаясь в контакте с другим. Например: «Я злюсь на тебя за то, что ты отобрал у меня игрушку. Не делай так». Варианты «побей подушку», «порви лист» и т. п. ненадолго снимают возникшее напряжение, но не учат разрешать конфликтные ситуации.
Можно запретить ребенку драться, тогда его злость перейдет в психосоматику или другое девиантное поведение. Очень важно обращать внимание на тип реагирования ребенка и терпеливо обучать выражать разные чувства, чтобы он, повзрослев и столкнувшись с любым нарушением собственных границ, смог сразу спокойно высказать недовольство, а не продолжать внутри себя незавершенный диалог, срываться на близких («подушку») или формировать у себя болезнь.
Ребенок в возрасте 3,5 лет — отражение отношений между родителями. Если в пространстве муж-жена много злости, раздражения, обиды, вины, то ребенок будет нетерпелив в проявлении собственной агрессии, выражая её за себя и за родителей. В таких случаях очень тяжело, почти невозможно, не меняя отношения родителей друг к другу, научить ребенка конструктивному взаимодействию.
«Почему ребенок грызет ручки, тетради, ногти...?»
Многие родители предлагают приобрести красивые ручки или намазать их горчицей...
Ребенок кусает себя, тетради, ручки... ВМЕСТО того, чтобы укусить другого. В его ближайшем окружении есть значимый человек, оказывающий, пусть неосознанно, чрезмерное давление на ребенка. Противостоять этому давлению ребенок не в состоянии в силу возрастных особенностей и семейных правил.
Испытывая одновременно давление и невозможность проявить раздражение, ребенок начинает обвинять себя вместо того, чтобы выразить свою обиду другому. В психотерапии этот механизм прерывания контакта называется ретрофлексия, то есть резкий поворот чувств на себя. Это может проявляться в грызении ногтей, выдергивании волос, расчесывании кожи, заламывании пальцев и т. п. При этом, оставаясь «приличным» для социума, он себя успокаивает и поддерживает. Грызение карандашей и ручек — самый распространенный способ такой самоподдержки.
Что делать?
Определить, кто является постоянным раздражителем. Осознать уровень оказываемого на ребенка давления и контроля и постараться его снизить. Уже одно это внесет значительные изменения в поведение ребенка. Приучайте себя задавать вопросы: «Что интересного было в твоей жизни сегодня?» вместо «Какие оценки получил?» и «Что ел на обед?».
Разрешить ребенку выражать раздражение и обиду в требовательной форме, приучая его четко высказывать свои потребности.
Таким образом, грызение ручек, карандашей, ногтей — часто игнорируемая, но отнюдь не безобидная проблема, которая требует особого внимания родителей.
Тем, кто захочет больше узнать про отношения матери и ребенка рекомендуем почитать:
- Винникотт Д. Маленькие дети и их матери.
- Винникотт Д. Пигля.
- Винникотт Д. Разговор с родителями.
- Фурманов И. Детская агрессивность.
- Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев.
- Боулби Д. Теория привязанности — особенно.
- Миллер А. Драма одаренного ребенка.
Так же, если Вам нужен детский психолог или консультация, смело обращайтесь к нам.