Исскуство быть начальником

Исскуство быть начальником

Чего бы не говорили Ильф и Петров про пешеходов и водителей, мы-то с вами знаем, что на самом деле все человечество делится на две неравные группы: начальников и подчиненных. И если незавидное положение подчиненных известно всем и каждому, то кто может сказать о тяжелой доле руководящих работников («шефов», «боссов» и просто «шишек» — от слова «начальник» уж как-то сильно веет «совком»)? Кто их поймет и пожалеет?

Задумывались ли вы о том, что если человек никому не подчиняется и никто не дает ему указаний, то как он решает, что ему делать? Он приказывает себе сам, и сам же выполняет свои решения. Он и начальник, и подчиненный — в одном флаконе. И если раньше, когда любой начальник был частью иерархической пирамиды и таки или иначе зависел от вышестоящих товарищей, и был обязан согласовывать с ними свои решения, степень его личной свободы, как это не странно, была все-таки выше (назначили — и сиди себе, выпендривайся, пока не снимут) — то теперь доля руководителя предстала перед ним в полный рост — со всеми ее хорошими и плохими сторонами.

Мы живем в очень интересное время, когда существуют (и сосуществуют) различные механизмы, способы, стили руководства. Директоры могущественных в прошлом, а теперь на ладан дышащих предприятий отдают в аренду производственные площади молодым частным фирмам в надежде подлататься за их счет, и таким образом возникает симбиоз старого и нового, своего рода единство и борьба противоположностей. В общем, жить, как говорится, можно. И в этом эклектичном контексте возникает тип руководителя, который хочет не доживать свое, а наслаждаться жизнью в ее материальном аспекте. Для кого-то целью является получение сверхприбылей (у нас по-прежнему деньги все еще не являются эквивалентом образованности, способностей и т. п.), для кого-то — реализация своего потенциала.

В теории менеджмента уже давно выделены основные стили управления: авторитарный, либеральный, демократический, попустительский. Эти стили зависят от основной мотивации лидера, его направленности: на производство, на человеческие отношения, на то и другое, либо ни на то, ни на другое. Какой же стиль поведения наиболее отвечает запросам времени и подходит для современного руководителя нового типа?

Однозначного ответа, как не странно, нет. Вероятно, руководитель должен быть достаточно гибок и иметь в своем поведенческом арсенале максимальное количество вариантов. Известно, к примеру, что авторитарный стиль руководства оправдывает себя на начальной стадии развития организации, когда отношения с подчиненными еще не утряслись, когда бизнес только разворачивается, когда еще нет команды. И тот же авторитарный стиль уместен, когда производство высоко организовано, и нет необходимости что-то коллективно обсуждать. Все это можно прочитать в любом учебнике по менеджменту. Гораздо важнее понять, что же это все-таки такое — руководитель. Что рисуют в своем воображении люди, одержимые стремлением попасть на самый верх?

·Это человек, у которого:

  • больше денег, хоть и ненамного;
  • больших размеров стол и кабинет;
  • немного больше ответственности.

Но в тоже время это человек, у которого нет:

  • возможности заботиться только о себе самом;
  • оплаты сверхурочного времени;
  • возможности забыть о работе, возвратившись вечером к себе домой.

Однако, руководители бывают разными:

  • те, кто упивается властью, тщеславные и неспособные к совершенствованию люди;
  • профессионалы, которые любят и умеют совершенствоваться;
  • те, кто ощущает необходимость в большей степени личной свободы, а потому, хоть и не любят, но все же совершенствуются и готовят себе достойных заместителей;
  • те, кто ощущает необходимость в совершенствовании, но не находят либо времени, либо возможностей для совершенствования.

Очевидно, что будущее не за первым и не за последним типами. На основе результатов существующих исследований эффективности руководителей можно выявить факторы, мешающие и способствующие эффективности руководства.

Что же мешает:

1. страх:

  • лишиться власти;
  • потерять контроль над ситуацией;
  • потерять богатство и (или) здоровье;
  • оказаться несостоятельным перед заказчиком (клиентом);

2. отсутствие единомышленников (это порождает атмосферу недоверия в фирме);

3. проблемы личного характера, когда отношения в семье тянут назад«, здесь есть два психологических типа, две крайности, и обе со знаком «минус»:

  • «подкаблучник»;
  • «тиран»;

4. закрытость, замкнутость системы, когда руководитель «варится в собственном соку» (это порождает внутренний хаос: отсутствие контакта с коллегами, партнерами);

5. нетерпимость;

6. торопливость;

7. низкая самооценка, порождающая стремление любой ценой «приподняться» над другими;

8. зависимость от оценок, от мнения других людей;

9. пессимизм.

Что способствует:

1. «харизма»;

2. высокая самооценка, любовь к себе в хорошем смысле этого слова, уверенность в собственных силах (это очень хороший психостимулятор);

3. способность расставаться с людьми, которые сдерживают развитие фирмы либо отрицательно влияют на личностный рост самого руководителя;

4. оптимизм (ожидание хороших новостей делает лидера хорошим слушателем), умение быть счастливым независимо от ситуации;

5. любовь к людям, забота о подчиненных, главным образом об их эмоциональном настрое;

6. тщательность, умение раскладывать вещи «по полочкам»;

7. широта взгляда;

8. честность;

9. честолюбие (т. е. желание нравиться не всем, кому попало, а только тем, кто выше тебя — в профессиональном качестве).

Вам нужны советы? Перечитайте последние девять пунктов и решите для себя, отсутствие каких из них отрицательно влияет на жизнь и умонастроение ваших подчиненных, на ваш бизнес и в конечном счете на вас самого. Если же у вас присутствуют все девять выше обозначенных качеств, то у вас все в порядке. Кстати, как у вас с самооценкой?

Вернуться к списку статей