Почему женщина для отношений выбирает каторжника?

Как связаны восточные духи, яркие перья и Сонечка Мармеладова?

Образ Сони Мармеладовой — один из центральных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На примере этой героини мы покажем, как делаем психологический портрет героя на нашей мастерской.

Что мы узнаем о героине?

Итак, Софье Семеновне Мармеладовой 18 лет, но она очень бледна и худа, выглядит как подросток. Рано потеряла мать, а родных братьев и сестер, видимо, не имела. Четыре года назад, когда ей было 14 лет, ее отец – мелкий чиновник Семен Захарович – женился во второй раз – взял женщину молодую и более знатную, но бедную (Катерину Ивановну) с тремя детьми. Из-за безденежья Соня идет на панель и получает «желтый билет». Себя она считает великой грешницей, хотя все деньги отдает семье. Соня отселяется от родных, поскольку занимается непристойным делом, но часто навещает семью. Благодаря Соне Мармеладовы не умирают с голоду.

Как мы реагируем на литературного героя?

Посмотрите, как Ф.М. Достоевский знакомит нас с героиней. Мы входим в контакт с этим образом. У каждого появляется свой отклик на него. Если героиня не нравится, мы ее осуждаем, выстраиваем жесткую границу между ней и нами. О чем это говорит? В нас есть что-то, что мы видим в Соне, а в себе не видим, не хотим с этим встречаться. А если Соня у нас вызывает интерес и желание разобраться, значит, в чем-то мы схожи. То, что мы видим в ней, мы в себе можем спокойно принять. Ведь в наших глазах Соня может казаться разной! Например, женщиной легкого поведения, которая вызывает стыд и отвращение, или может быть некрасивой, брошенной и так далее. Эти переживания зависят от того, каким опытом в жизни мы владеем.

Как происходит психологический разбор литературного героя на мастерской?

После того как мы познакомились с героиней и как-либо откликнулись эмоционально на нее, мы на литературной гостиной разбираем часть ее жизненного опыта. Например, выделяем ее профессию как часть ее жизни и смотрим, почему Соня выбрала именно такой способ заработка, как это вписывается в ее жизненный сценарий, в её травму.

Раньше Соня работала швеей, но мало зарабатывала, «особых талантов не имела» (кстати, так о ней отзывается сам отец). Однажды, когда отец пропил последние сбережения, она идет на панель. На фоне смерти матери и повторной женитьбы отца Соня из всех профессий выделяет торговлю телом – ее восприятие выделяет именно это. Интересно рассмотреть автономию и принадлежность на примере ее выбора. С одной стороны, она получает телесные прикосновения и ласки, в этом много возбуждения. С другой стороны, в этом есть отвержение и отвращение. Подобные истории случаются, когда человек встретился с большим горем, потерей, травмой, но остался в одиночестве. Тогда происходит отделение своего духовного состояния от телесного. В случае с Соней ею не был прожит с мамой опыт любви, ласки, нежности.

О каком конфликте идет речь? О каком столкновении потребностей?

Профессия Сони как послание родителям:

«Я хочу, чтобы вы меня видели, я хочу вашей любви, будьте со мной нежны, ласковы, обнимайте меня, хочу отражаться в ваших глазах с любовью, но при этом не смейте нарушать мои границы, не смейте пить, унижать и оскорблять меня!».

Так, желание близости и любви сталкивается со стремлением к автономии. Героине хочется теплоты, но ей важно и сказать «Нет!» (например, отцу).

Какая энергия прикреплена к деньгам, которые зарабатывает героиня?

Соня торгует телом, но старается сохранить душу невинной, чистой. За это ее так любит Достоевский.

То, что она берет от мужчин, спасает ее семью. К деньгам прикреплены сытость, выживание семьи, ее связь с родственниками. Часть денег Соня тратит на «чистоту» в понимании ее «круга» (уличный наряд, обувь, украшения). Она покупает яркие наряды, с огненными перьями. За этим тоже прячется противоречивое послание: с одной стороны, «посмотрите на меня!», но с другой, «отойдите!». Ведь рядом с огненным пером долго не простоишь. Вспомните, ведь так же наше внимание привлекают яркой расцветки ядовитые цветы или насекомые. Или вспомните яркие, сильные и «сытные» восточные ароматы – как бы они ни нравились вам, крайне сложно долго находиться рядом, слишком «бьет в нос».

Как мы определяем опоры в жизни героини?

В глазах Сонечки автор часто отмечает ужас – из-за окружающей нищеты, голода, страдающих сводных братьев и сестер, умирающей от чахотки мачехи и пьющего, опустившегося отца. Скорее всего, она давно живет в невыносимых условиях, но пожаловаться ей некому. Мачеха выглядит инфантильной и взбалмошной особой. В каком-то смысле, героиня становится матерью для всех – и для мачехи с ее детьми, и для отца. В этой ситуации, когда окружение ее инфантильное, гнилое, единственной опорой в жизни Сони становится вера в Бога.

Соня не получила образования, но читать умеет. Важной книгой в ее жизни является Евангелие. Вера помогает ей не сойти с ума, выстроить жизненную позицию, а затем и отношения с Раскольниковым. На каторге Соня создает себя заново (успешно работает портнихой, обзаводится друзьями, поддерживает Раскольникова). Начать новую жизнь ей позволяет возможность одновременно и принадлежать своей семейной системе, и в чем-то быть инаковой.

Почему же Соня из всех мужчин выбирает каторжника?

Попробуйте ответить на этот вопрос, опираясь на психологический разбор героини, данный нами в статье.

Вернуться к списку статей