603024, г. Нижний Новгород
ул. Горького 195
тел: (831) 2-100-801
e-mail:info@help-nn.ru

Основные задачи развития в раннем детстве

Детское развитие - коментарий психолога

Несмотря на то, что соединение и отделение являются двумя основными задачами развития ребенка в период от рождения до трех лет и от трех до шести лет, существуют и другие важные задачи этого периода развития.

От рождения до трех лет:

  • Соединение с матерью, отцом и другими значимыми лицами.
  • Развитие чувства доверия.
  • Выработка умения самостоятельно есть разнообразную пищу.
  • Выработка умения обращаться с простыми предметами и безопасно исследовать окружающую обстановку.
  • Выработка умения ходить и говорить.
  • Выработка умения контролировать процессы естественного отправления.
  • Выработка умения откладывать удовольствие.
  • Выработка умения справляться с расстройством планов, крушением надежд.

От трех до шести лет:

  • Связь с Землей.
  • Развитие чувства собственного «Я», отдельного от других.
  • Развитие настойчивости, а также способности полагаться на себя как на действенный объект при столкновении с неудачей или критикой.
  • Развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения.
  • Развитие способности делиться с другими.
  • Выработка умения конструктивно справляться с фрустрацией иагрессивными тенденциями.
  • Выработка умения идентифицировать свои и чужие чувства.
  • Выработка умения следовать устным указаниям.
  • Выработка разумной независимости в повседневных навыках (умывание, одевание, пользование туалетом, использование столовых приборов во время еды).
  • Формирование реалистических понятий о физическом и социальном мире (время, пространство, расстояние, авторитет).
  • Выработка умения идентифицировать роли, соответствующие половым различиям.

Для того чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно, нужно, чтобы оба его родителя были достаточно грамотны и каждый из них имел хорошо развитую психологическою автономность, чтобы помочь ребенку отделиться.

Для того чтобы ребенок смог успешно пройти второе рождение, родителям необходимо:

  • иметь надежную связь с ребенком;
  • воспринимать ребенка таким, какой он (она) есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть;
  • не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии;
  • помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет»;
  • обеспечить безопасность непосредственного окружения, для того чтобы ребенок мог эффективно познавать окружающий мир, позволить ему исследовать этот мир;
  • поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка;
  • быть способным выразить понимание, поддержку и обеспечить воспитание, когда ребенку это понадобится;
  • спрашивая ребенка прямо, чего он хочет, открыто выражая ему собственные чувства, определяя и прямо указывая на то, чего вы добиваетесь;
  • быть примером для ребенка;
  • определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить,
  • почему, а не прибегать к силовым методам.

Опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая заповедением окружающих людей.

Как распознать зависимые и здоровые послания

Зависимые послания

  • Ты упрямый.
  • Ты должен быть идеальным.
  • Поторопись.
  • Ты должен приспосабливаться к другим.
  • Приложи все силы.
  • Ты должен быть сильным.
  • Ты — особенный
  • Работай упорно.
  • Ты в замешательстве.
  • Ты бестолковый.
  • Не будь таким эгоистичным.
  • Ты тупой.
  • Ты больной или сумасшедший.
  • Всегда будь правильным.
  • Ты не должен доверять другим.
  • Будь осторожен.
  • Тебе нужно быть зависимым чтобы быть любимым.

Здоровые послания

  • Ты можешь попросить о том, чтотебе необходимо.
  • Ты можешь ошибаться.
  • Можешь не спешить.
  • Можешь думать о чем хочешь.
  • Ты можешь это сделать.
  • Ты можешь чувствовать и иметь потребности.
  • Ты можешь быть самим собой.
  • Ты можешь играть и развлекаться.
  • Ты можешь думать и чувствовать одновременно.
  • Ты можешь думать и быть эффективным.
  • Ты можешь быть непринужденным.
  • Ты можешь быть творческим человеком.
  • Ты можешь быть хорошим.
  • Ты можешь признать, что неправ.
  • Ты можешь доверять другим.
  • Ты можешь расслабиться и выкинуть из головы (забыть) все.
  • Ты можешь быть независимым и любимым.

Вернуться к списку статей

© , Центр психологической помощи «Отражение»