Он-лайн консультирование Вопрос-ответ Задайте вопрос психологам центра Увлекательные встречи. Фотогалерея.
Рейтинг семйного психологического центра Отражение

Что такое гештальт-терапия

Тэги:
Что такое гештальт-терапия

©Роберт Резник, Ph.D.
Перевод: ©Анна Федосова, к.пс.н.
©2015 SAGE Publications, Inc.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Статья для The SAGE Encyclopedia of Theory in Counseling and Psychotherapy
(pp.457-463)

Гештальт-терапия – это гуманистическая терапия, основанная на экзистенциальном опыте и вытекающая из переработки и интеграции Фрицем и Лорой Перлзами идей множества традиций, философских направлений, повествований, дисциплин и теорий, существовавших в Германии в 1920-х гг. Она началась с пересмотра теорий Зигмунда Фрейда и эволюционировала в одно из основных направлений передовой психотерапии – от психоаналитической / биологической / аристотелевской / основ детерминизма до гуманистической / экзистенциальной / эмпирической психотерапии, где восстановление и холизм приходят на смену анализу и фрагментации, а феноменология (создание личного смысла) заменяет интерпретацию.

Гештальт – немецкое слово, которое переводят на английский язык как «целое», «шаблон», «организация» или «конфигурация». Хотя отличительной чертой гештальт-психологии является поиск общих способов, с помощью которых люди организуют свое восприятие и феноменологию, задачу гештальт-терапии можно рассматривать как осознание и понимание особенностей организации идеосинкретических паттернов каждого человека.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Фриц Перлз, доктор медицины, психиатр и психоаналитик, создал гештальт-терапию вместе со своей супругой Лорой Познер Перлз, доктором философии. В 1926 г. Перлз стал помощником Курта Гольдштейна, доктора медицины, в Нейропсихиатрическом институте во Франкфурте (Германия). Гольдштейн, в сотрудничестве с экспериментальным гештальт-психологом Адемаром Гельбом, работал с немецкими солдатами времен Первой мировой войны, получившими травму мозга. Их организмический, целостный и интегративный подход к работе и пониманию этих солдат резко контрастировал с обычным подходом того времени, который заключался в том, чтобы делить тело и мозг на части. Фриц принял этот целостный подход и включил его в гештальт-терапию. Он также находился под сильным влиянием нескольких своих аналитиков, особенно Вильгельма Райха и Карен Хорни.

В то время Лора Перлз была докторантом по психологии в Университете Франкфурта-на-Майне и обучалась гештальт-психологии (включая теорию поля) у таких знаменитостей, как Адемар Гельб, Макс Вертхаймер, а философии – у Мартина Бубера и Пола Тиллиха. Она также работала в лаборатории Гольдштейна. Еще она прошла обучение и стала психоаналитиком. В Нью-Йорке Фриц Перлз находился под сильным влиянием Пола Гудмана (соавтором плодотворного издания «Гештальт-терапия» 1951 г.), Эриха Фромма, Клары Томпсон и Гарри Стэка Салливана. Хотя гештальт-терапия, в последние десятки лет утратившая популярность в Соединенных Штатах, похоже, сейчас переживает ренессанс; ее значимость увеличивается в большинстве стран Европы, в Австралии, в Мексике и в Южной Америке. В США многое из того, что гештальт-терапия представила миру с конца 1930-х гг. до настоящего времени, было интегрировано во многие современные направления психотерапии – например, важность и польза «настоящих» отношений, а не только переноса; поле «организм / окружающая среда» (экология); важность awareness; и движение от интерпретации к феноменологии.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Любой серьезный психотерапевтический подход требует мировоззренческой концепции человеческой природы и поведения, призванной обеспечить комплексный подход к психотерапии. Без такого мировоззрения «терапия» сводится к коллажу или смешению случайных техник, верований, традиций и процедур, используемых без учета породившего их контекста – эклектичного, но не интегративного.

С точки зрения гештальт-терапии, люди – это саморегулирующиеся организмы в поле, создающие смысл посредством своей феноменологической организации (смыслотворчества). Саморегуляция предполагает, что люди, совершающие движение к («aggressing» – те, что движутся по направлению к… – прим. пер.), нуждаются в удовлетворении во время их взаимодействия с миром на границе, различая, что принимать и ассимилировать, а что отвергать во имя выживания и удовлетворения потребностей высшего порядка. Иначе говоря, дети рождаются саморегулирующимися в контекстуальном мире и обычно способны выживать благодаря смыслам, которое они придают тому, что переживают. Они способны адекватно реагировать на стимулы и окружающую среду для того, чтобы выжить. Это не обходится без создания некоторых характерологических (личностных) проблем в их последующей жизни в мире, особенно если они растут в сложных обществах. Таким образом, процессуальная задача гештальт-терапии состоит в том, чтобы восстановить саморегуляцию человека в окружающей среде, а не «фиксировать» людей каким-либо особым образом. Учитывая это базовое предположение, некоторые из теоретических идей гештальт-терапии связаны с экзистенциализмом, теорией поля, феноменологией и диалогом.

Гештальт-терапия находилась под сильным влиянием экзистенциалистов (и буддистов). Наиболее важными для Фрица Перлза экзистенциальными темами были подлинность (сохранение верности себе, несмотря на внешнее давление); свобода (способность действовать или мыслить по своему усмотрению без ограничений, но в определенных пределах); ответственность за наш выбор, смыслы, которые мы создаем, и действия, которые мы предпринимаем; и тревога, которая наступает, когда мы подлинным образом пребываем в мире, не имеющем никакого иного смысла, кроме того, который сами создаем. Таким образом, экзистенциальная тревога состоит в том, чтобы выделить часть, нормированную как часть человеческого бытия.

Теория поля была основана гештальт-психологами восприятия, и, в частности, описана в работе Курта Левина (заимствование из квантовой теории поля). Он утверждает, что все связано со всем остальным и находится в постоянном движении и потоке. На человека влияет не только его психика, но и генетика, гормоны, биохимические вещества, семья, этническая принадлежность, религия, класс, раса, национальность, политика, экономика, история, география, погода и т.д. Человек находится не «в поле», а скорее принадлежит этому полю, взаимодействуя, воздействуя и подвергаясь воздействию.

Феноменология – это процесс, посредством которого люди приобретают смысл своего чувственного опыта – то, что они видят, слышат, чего касаются, что пробуют на вкус и обоняют. Смысл – это отношение между фигурой (что именно выделяется) и фоном. Другими словами, смысл не в фигуре и не в фоне; а, скорее, в отношениях между ними. То, как люди выбирают, организуют и вносят свой вклад в построение того, что становится для них фигурами, и какой фон они создают, имеют решающее значение. Таким образом, фигура организует фон, а фон придает смысл фигуре. В зависимости от фона и потребности, которую человек привносит в фигуру деревянной бейсбольной биты, смыслом может быть: ожидание увлекательной игры; оружие; дрова для растопки; клин, чтобы держать крышку открытой; инструмент для взлома автомобильного окна; музейный экспонат; коллекционный предмет; детская мечта и т. д.

Гештальт-терапия испытала существенное влияние концепции Бубера о диалоге «Я - Оно» и «Я - Ты». Хотя большая часть жизни – это «Я - Оно» (стратегические отношения), но [наши] основные (приоритетные, первичные – прим.пер.) отношения, отношения с близкими друзьями, и, как мы надеемся, и терапевтические отношения имеют больше признаков «Я - Ты» – они не подлежат управлению и лишены попыток контролировать их исход. «Самая свежая рыба» (самая «опытная») для гештальт-терапии – это отношения между терапевтом и клиентом. В то время как большая часть того, что клиент приносит в терапию, является его или ее феноменологическим повествованием о событиях, происходящих в его или ее внешней жизни (что и должно произойти, чтобы терапия началась), только в отношениях между клиентом и терапевтом оба человека имеют доступ к «одним и тем же» транзакциям.

Таким образом, каждый человек, как клиент, так и психотерапевт, имеет возможность делиться реальными отношениями и участвовать в них – обмениваясь двумя их феноменологиями, и это сопровождается появлением различий. Это может привести к awareness. Часто неизбежные и непреднамеренные разрывы связи и последующее их восстановление, сопровождаемое смирением, аутентичностью и ответственностью, могут быть одними из наиболее важных терапевтических взаимодействий. Иными словами, когда потенциальная ценность отношений исчерпывается, то «Я - Оно» (стратегическое отношение) соответствует ситуации; а когда потенциальная ценность отношений состоит в самих отношениях, то ей соответствует «Я - Ты» (подлинное отношение). Большинство отношений балансируют между этими двумя формами.

То, что делает гештальт-терапию столь восхитительно трудной для определения, делает ее и такой творческой, жизненной и плодотворной. С учетом трех основных столпов (теории поля, феноменологии и диалога) каждый гештальт-теоретик или терапевт по-своему организует разнообразные элементы в области гештальт-терапии.

Гештальт-терапия основана на метатеории о том, что единой и фиксированной теории гештальт-терапии не существует. Скорее, каждый гештальт-теоретик или гештальт-терапевт организует, расставляет приоритеты и объединяет многие из одних и тех же идей и концепций в категориях, имеющих разный приоритет, а также интегрирует их по-разному. Каждый теоретик и терапевт в рамках гештальт-терапии делает на микроуровне то, что Фриц Перлз, Лора Перлз и Пол Гудман делали в более обширной (макро) области – выбирая, организовывая и интегрируя все, что было в более обширном поле в те времена, включая историю этого поля. Фриц Перлз подчеркнул, что в гештальт-терапии нет ничего нового, но организация (гештальт) всех этих элементов была новой. Чилийские биологи и философы Умберто Матурана и Франциско Варела напоминают нам, что мы всегда смотрим сквозь объектив, поэтому нам нужно иметь несколько объективов, чтобы поддерживать видение перспективы и сохранять «объективную реальность» в «скобках». Таким образом, независимо от различий, рождаются перспектива и awareness. Объектив, который вы используете, определяет и ограничивает то, что вы видите. Если вы используете только телескоп, вы никогда не увидите муравья, а если вы используете только микроскоп, вы никогда не увидите слона.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Некоторые из основных концепций, лежащих в основе гештальт-теории, включают в себя следующее: целое отличается от суммы его частей, а иногда и превосходит эту сумму, поле «организм / окружающая» среда как экосистема, саморегуляция, характер, awareness и инсайт, различия, процесс, экология, а также тело и голос.

ЦЕЛОЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СУММЫ ЕГО ЧАСТЕЙ, А ИНОГДА ПРЕВОСХОДИТ ЭТУ СУММУ

Если расположить все части автомобиля на земле, мы увидим множество металлических, резиновых, керамических, жидких и пластиковых кусочков. Тем не менее, если организовать их очень специфическим образом относительно друг друга, у вас получится автомобиль, в котором вы теперь сможете уехать – разумеется, он точно отличается и точно больше, чем сумма его частей. Организуйте их случайным образом, и у вас может выйти художественный проект или куча мусора.

ПОЛЕ «ОРГАНИЗМ/СРЕДА» КАК ЭКОСИСТЕМА

В отличие от классического психоанализа того времени, Фриц Перлз утверждал, что для понимания любого живого организма вы должны понимать его во взаимодействии с окружающей средой – живой системой более обширного поля. Классический психоанализ интересовался индивидуальной психикой, а не особенностями взаимодействия человека с его окружением. Большинство современных терапевтических моделей постепенно ассимилировало эту концепцию.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Биологическим императивом для любого живого организма является выживание. Учитывая это, гештальт-терапия предполагает, что люди рождаются способными к саморегуляции в окружающей среде. Их взаимодействие с полем (их миром) служит выживанию и способствует накоплению ряда привычек и способов восприятия и действия – изначально здоровых – которые иногда становятся фиксированными и привычными (это происходит вне уровня осознания) и продолжаются в новом контексте, иногда нарушая саморегуляцию в настоящем. Релевантное прошлое – это прошлое, которое нарушает здоровое функционирование в настоящем, в котором это доступно, ощутимо, основано на опыте и может быть экспериментально проверено.

ХАРАКТЕР

Характер состоит из фиксированных кластеров или моделей организации восприятия (создания смысла) и поведения, основанных на исторических или фоновых влияниях, которые находятся вне уровня осведомленности, имеющие повторяющийся и неизменный характер. Из этих матриц и состоит характер.

Дети наилучшим образом творчески приспосабливаются и способны к выживанию. Когда ребенок рождается в безумной, взрывоопасной, алкогольной, беспорядочной, неустойчивой или контролирующей семье, он может научиться держать рот на замке, оставаться на месте и сканировать [происходящее] до тех пор, пока мир снова не станет безопасным. Это здорово. Однако когда этот стиль бытия в мире становится фиксированным, привычным и опускается ниже порога awareness (процедурная память), то рождается характер.

Таким образом, характер – это замораживание того, что когда-то было творческим, адаптивным и, как правило, здоровым восприятием и / или реакцией, а теперь не соответствует контексту и является анахроничным и устаревшим. Характер состоит из реальных переживаний и интроектов, представляющих собой правила и «долженствования», которые запихивают в ребенка родители, культура, церковь, правительство и т.д.. Ребенок поглощает их целиком – до того времени, пока он научится их перерабатывать. Одновременно характер формируют история границ контакта, травмы, история привязанности, религиозное воспитание, средства массовой информации и культура. Через призму гештальт-терапии характер переноса можно рассматривать как «характер в движении» – передачу фиксированных способов восприятия других, которые находятся ниже уровня awareness и запускаются в настоящем. Опять же, методология awareness посредством различий очень важна для того, чтобы клиент смог научиться отличать отношения диалога в кабинете от переносных отношений. Переработка может происходить только в опыте, когда доступны два типа отношений для сравнения и обнаружения отличий. Для этого терапевт должен «появиться». Опять же, различия предшествуют и требуются для awareness.

AWARENESS И ИНСАЙТ

Awareness (это и методология, и часть цели гештальт-терапии) – это неотъемлемое условие для восстановления саморегуляции человека в окружающей среде. Одной из определяющих характеристик awareness (когнитивного, аффективного и сенсорного) является контакт с тем, что вы делаете, когда вы на самом деле это делаете. Инсайт по сравнению с awareness – это то, что вы убеждены, что знаете о себе, и часто он основан на том, что вы замечаете, интерпретируете, о чем размышляете и что экстраполируете. Инсайт – это прежде всего когнитивный анализ реальной или предполагаемой модели того, что человек делает или почему он делает то, что делает.

РАЗЛИЧИЯ

То, как люди справляются с различиями, лежит в основе большинства сложностей в отношениях, особенно в близких отношениях. Различия, как правило, воспринимаются негативно, согласно большинству западных феноменологий. Имея дурную репутацию, различие считается опасным, угрожает связи или автономии, его полагают критикой, проявлением отсутствия лояльности, предательством и / или приводящим к конфликту, и поэтому его часто избегают. Различие, которое требует присутствия двух отдельных лиц (нуждающихся в границе для разделения и соединения), абсолютно необходимо для awareness. Без различий awareness невозможно. Здесь физика и психология очень похожи: изменение (движение) необходимо для различия, различие необходимо для awareness, а awareness необходимо для выбора. Очищенной и фундаментальной задачей терапии является awareness – и это требует принятия и привлечения различий, а не попыток избавиться от них. Попытка избавиться от различий в конечном итоге приводит к отсрочке (конфлюенции или слиянию, с сопутствующей потерей себя), абстиненции или изоляции (с сопутствующей потерей другого) или конфликту (попытка искоренить различия путем создания другого, точно такого же, как и я). Конфликт, как правило, приводит к возможному взрыву, а затем и разрыву.

ПРОЦЕСС

Процесс состоит в повторяющихся паттернах, последовательностях восприятия, поведения и контакта, уникальных для каждого, которые организуют и структурируют смыслообразование и поведение человека. Когда эти повторяющиеся паттерны или процессы (характер) находятся ниже порога awareness, они организуют то, что человек видит, слышит, трогает, обоняет и пробует на вкус, очерчивая их смысл, и то поведение, которым он будет на них реагировать. Эти характерологические процессы нарушают саморегуляцию в настоящем, и задача терапии состоит в том, чтобы прекратить эти прерывания, привлекая их к awareness. Различия в феноменологии между клиентом и терапевтом часто служат катализатором для выделения этих процессов – «свежей рыбой».

ЭКОЛОГИЯ

Экология – это раздел биологии, который изучает связь живых организмов с окружающей средой, включающей и другие организмы. Сходство «характера» и «загрязнителей» поразительно и многое разъясняет. Некоторые экологи определяют «загрязнителей» как «неуместные ресурсы». Загрязнитель не является чем-то плохим или неверным. Что делает его плохим – так это его положение вне точки баланса. Было обнаружено, что даже мышьяк, очень ядовитое вещество, полезен при лечении рака и сифилиса. Точно так же характер, полезный для восприятия, организующий мир и реагирующий на него в первоначальном контексте, может нарушить саморегуляцию, когда проявляется в другом контексте без awareness. Например, иннуит, одетый в меха, уместные в пору сибирской зимы, в июле будет носить этот «неуместный ресурс» в Карачи. Это, вероятно, его убьет.

ТЕЛО И ГОЛОС

Во времена от Вильгельма Райха до Фрица Перлза и от Эльзы Гиндлер до Лауры Перлз тело всегда было важным аспектом гештальт-терапии – особенно дыхание и голос. Фриц Перлз утверждал, что голос – это единственный лучший диагностический признак того, как человек пребывает в мире (например, сдавленный, с одышкой, мягкий, резкий, расслабленный, поддержанный дыханием или нет).

ТЕХНИКИ

Техники являются наименее важной частью гештальт-терапии. Тем не менее, некоторые терапевты по-прежнему ошибочно полагают, что гештальт-терапия – это набор методов, которые определяют терапию – это последствия [деятельности] нескольких громких, харизматичных, вводящих в заблуждение и самозванно практикующих людей из 1960-х. Они скопировали некоторые эксперименты Фрица Перлза и превратили их в систему клише, отделив методы от их первоисточника. Когда клиент с терапевтом застряли, и тут один из них делает что-то новое, и генерируется полезная информация – это творчество. Когда та же транзакция с миром снова используется в аналогичной ситуации, возможно, с другим клиентом – это техника. Творчество рождается из того, на чем основывается гештальт-терапия, а не из-за того, что терапевт запихивает клиента в прокрустов ассортимент техник. Гештальт-терапия появляется из поля, феноменологической и диалогической позиции терапевта в служении awareness и восстановлению саморегуляции клиента. По крайней мере, некоторые гештальт-терапевты имеют в виду именно эту идею, проводя терапию, в том числе с помощью экспериментов, установления контакта с клиентами, диалога, изучения формирования и разрушения фигуры, а также связи и самоподдержки.

Этот раздел завершается обсуждением некоторых типичных методов, которые использовались на протяжении многих лет.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Цель использования экспериментов в гештальт-терапии основана на получении новых и различных эмпирических данных, которые позволяют случиться awareness. Это отличие имеет решающее значение, независимо от того, было ли оно достигнуто в результате эксперимента или другими способами (диалог, движение, дыхание, психологическое образование и т.д.).

КОНТАКТ

Контакт – это встреча между одним человеком и другим, либо человеком и его или ее окружением. Нельзя «вступать» в контакт с другим человеком. Человек может оптимизировать возможность контакта, делясь своим основным опытом в текущий момент, независимо от его содержания. Если другой человек восприимчив и даже хочет поделиться своим первичным опытом в этот момент, контакт может произойти в пространстве «в – между». Конечно, такая подлинность должна модулироваться контекстом, степенью уже установленной связи с другим и «здравым смыслом». Лора Перлз утверждала, что «психическое здоровье» может быть определено как контакт и отстранение, и человек использует оба этих способа..

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ФИГУРЫ

То, как люди формируют и растворяют фигуры, помогает гештальт-терапевту отслеживать, где именно в цикле опыта происходит прерывание текущего потока. Это может в будущем привести к всеобъемлющей системе процессов «диагностики». «Незавершенный гештальт» («незаконечнное дело») часто рассматривается как нарушение саморегуляции.

БЫТЬ НА СВЯЗИ И ПОДДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ

Хотя это и не присуще только гештальт-терапии, основная человеческая дилемма заключается в том, как быть связанным с другим и при этом поддерживать себя (оставаться собой – прим.пер.) . Это не проблема поиска решения, а скорее живой процесс в бесконечном танце соединения и расставания – такой же, как дыхание.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК

Хотя терапевтов и предупреждают о том, что им следует избегать использования определенных «техник» в качестве самоцели, в последние годы стало известно о ряде техник, имеющих своим источником гештальт-терапию. Их иногда используют терапевты, работающие в гештальт-подходе и в других направлениях, для того, чтобы помочь клиенту лучше осознать себя, обрести понимание и понять, как он или она отчуждаются от части себя. Вот некоторые из наиболее важных подходов: (а) использование языка «сейчас», (б) общение «Я - Ты», (в) переживание настоящего, (г) преобразование вопросов в утверждения, (д) разыгрывание диалога, (е) техника пустого стула, (ж) принятие на себя ответственности, (з) разыгрывание проекции, (и) технику преувеличения и (к) обустройство кругов. Многие из этих, хорошо известных гештальт-техник пришли из экспериментов Фрица Перлза, которые он производил для повышения awareness [клиента] в разные периоды своей карьеры. Они не определяют гештальт-терапию и не являются необходимыми для гештальт-терапии.

ПРОЦЕСС ТЕРАПИИ

Терапевтический процесс в гештальт-терапии возникает благодаря тому, что терапевт встречает клиента в горизонтальной и поддерживающей позиции диалога. Терапия может быть краткосрочной или длительной, в зависимости от потребностей и желаний клиента относительно консультаций с терапевтом. Целями гештальт-терапии являются awareness и выбор на трех уровнях: (1) awareness содержания, (2) awareness процесса и (3) awareness of awareness (обучение тому, как стать осознанным – повторное обучение) – чтобы при помощи терапии самоподдержка и саморегуляция были восстановлены и утверждены.


ОтзывыНазад в раздел

ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ НА ПРОГРАММУ ЧЕРЕЗ САЙТ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕ ЗАПИСИ ПО ТЕЛЕФОНУ ЦЕНТРА 230-220-4

Запишитесь к нам

*Ф.И.О
*Телефон
E-mail
Комментарий
Соглашение на обработку и хранение персональных данных

🠝