Время, деньги и психотерапия
Работая психотерапевтом, я вновь и вновь сталкиваюсь с похожими вопросами, как от клиентов, так и от своих коллег из смежных дисциплин (психиатры, наркологи, психологи и врачи различных специальностей). Да что там! И друзья, и семья меня об этом спрашивают! Что же такое психотерапия и за что люди платят деньги? Может, дешевле попить таблеток?
Вопрос о том, что такое психотерапия вообще, казалось бы, достаточно прост. Стоит открыть любое официальное руководство, методичку или любой психологический сайт и там – десятки определений! И ответ, а точнее перестановка его частей местами, зависит как от конкретной психотерапевтической школы, так и от видения конкретного автора, который писал статью. А вот вопрос денег, а точнее оплаты психотерапии как услуги, почему-то старательно обходится стороной. Остаётся лишь «упоминание» о том, что клиент платит некоторую сумму денег. А вот почему, за что и почему Столько – говорить почти неприлично. «Просто так повелось».
Итак. Начну потихоньку «разгребать» все эти каверзные вопросы.
Для начала, дабы предмет обсуждения был, составим некое общее для всех школ определение. Психотерапия – это некое особое лечебное воздействие на человека или на группу людей специально обученным человеком (или двумя, в случае наличия ко-терапевта при групповой работе) с применением особых техник, методик и психологических концепций, призванное помочь в разрешении возникших трудностей. Основным инструментом воздействия в данном случае является сам психотерапевт, «весь полностью», с его личностными особенностями и физической внешностью. Ведь в дословном переводе, психотерапия – это лечение душой. Если немного утрировать, психотерапевт оказывает лечебное воздействие «собой».
Двигаемся дальше.
С чем люди приходят к психотерапевту? Именно «С чем». Что человек приносит? Как правило, это некая просьба или жалоба. И, как показывает практика, основной просьбой клиентов является избавление от чего либо: от страха, от тревоги, от боли, от чувствования чего-либо и так далее. «Научи меня, пожалуйста, не чувствовать раздражения/обиды/желания». Лишь изредка просят что-то дать (поддержку, уверенность и т.д.). Попытавшись общую массу запросов объединить, я нашёл некоторую закономерность. Человек обращается за помощью в тот момент, когда ежедневное «проживание жизни» становится «достаточно невыносимым», обращает на себя много внимания, забирает много ценного времени. «Сделай так, чтобы моя повседневная жизнь перестала быть такой плохой, забери нечто, что мне мешает жить, просто работать, просто Быть». Точнее говоря, в данный период жизни человек находится в таком состоянии, когда жизнь, как бы сказать… не полноценная, что ли. Не на полную, в пол вкуса.
Причины данного состояния могут быть очень разными. Это и постоянная тревога, и ожидание чего-то плохого (или, о ужас, хорошего!). Это и длительно плохое настроение, бессонница, быстрая утомляемость или всех пугающие панические атаки. А вспомнить напряжённые отношения в семьях или на работе! Или жить в постоянной обиде, недоверии, ревности. А если измена (ну или подозрения)? Проблемы в «постельном двоеборье»… Об этом даже думать неудобно, а уж если они есть… Жить в подобном состоянии, а особенно если это длительно, подобно тому, как «жизнь на перроне» – ещё немного, и «поезд в светлое будущее» прибудет.. Еще немного потерпеть, подождать, и всё изменится. И печали пройдут, и солнце вновь светить будет… А ничего не меняется. Становится или хуже или так же.
В таких условиях люди особенно сильно начинают чувствовать и ценить время. Как бы ни было это печально и прозаично, но четвёртое измерение – время – никуда не выбросить и ничем не заменить. Будь то наручные часы или знаменитый Биг Бэн, старые добрые Куранты или атомные часы Цюриха, они все тикают. И время уходит. А современный человек это чувствует особенно остро. Время заканчивается. Вспомнить хотя бы фильм «Время».
Но время не всё одинаково стоит. Более всего ценится то самое время, которое человек проводит в состоянии «мне хорошо». Стоять в пробке, болеть или ругаться – это не лучшее времяпрепровождение. От него многие готовы попросту избавиться. Это не время с больным зубом или головой, полной дурных мыслей, не время в нескончаемом беге за «радостями» и не время ожидания окончания приступа паники. Нет. Дороже всего время с улыбкой, с широко открытыми глазами, с грудью, полной воздуха и полным ароматов Жизни носом. Вот это время люди стараются замечать и даже культивировать, сохранять «подольше». Уезжая на курорт один раз в год за неделей или двумя «пооолной радости», люди тратят кучи денег. Для этого работают целый год, откладывают, договариваются и стараются. Выходит, две недели радости стоят целого года подготовки к ней, целого года жизни?!
Постепенно начинает проясняться. Вернёмся к первоначальному вопросу – причём здесь психотерапия?
Хорошо. Как вы думаете – о чём говорит человек, сидя в стуле перед своим психотерапевтом? Конечно о том, о чём не может говорить дома, или с другом/подругой. Как раз и приносит то самое, что больше всего и тормозит, отбирает, крадёт время! Фактически, к психотерапевту и приходят за временем. Зная из своего прошлого, что жить можно «по-другому», более приятно, без «этой мелкой пакости», люди хотят это вернуть, что-то изменить, от чего-то избавиться или что-то получить, чтобы вновь Жить.
«Я уже несколько месяцев… Да наверное уже больше года в Этом. Сплю плохо. Я постоянно думаю об Этом. Уже не помню, когда нормальные выходные были. Друзей почти не осталось. Из дома только и выхожу, что на работу или в магазин. Скоро, наверное, и туда перестану ходить. Только и остаётся, что ждать, что Это кончится, что всё разрешится». Это лишь пример одного из «перронов», от которых так хочется избавиться.
Говоря прямо, не без доли гротеска, можно психотерапевта назвать «продавцом времени», ну или катализатором, ускорителем, если хотите, который вновь оживляет «застоявшийся процесс», ускоряет процессы в нём и помогает «пробовать жить в полную силу и полный вкус», как минимум то время, которое проведено в кабинете. Важной особенностью этого процесса является безопасность, достаточная длительность (50 минут сессии) и полноценная всесторонняя поддержка психотерапевта.
Время, проведённое в кабинете психотерапевта, по насыщенности и глубине переживаний некоторыми людьми сравнивается с месяцами или даже годами «повседневной жизни». За несколько сеансов возможно прожить «целую жизнь», заново взглянуть на приоритеты и ожидания. В безопасной обстановке лицом к лицу столкнуться со страхами и запретами, вслух сказать то, о чём долгие годы даже думать было запрещено. После тихих, но честных слов «я очень на них злюсь» или «мой брак зашёл в тупик, я очень боюсь, но думаю о разводе» нередко наступает глубокий вздох облегчения. Хотя без слёз тоже не обходится. Но это приятные и честные слёзы.
Вопрос о таблетках/лекарствах по настоящее время остаётся очень дискутабельным. И особенно остро он встаёт в некоторых непростых, клинических случаях. По этому поводу очень любят спорить психиатры с психологами. Ведь каждый из них в чём-то прав. Одни отстаивают фармакологию, приводя доводы из исследований фирм – изготовителей о действии на мозг, а другие парируют тем, что всё это – индивидуальные особенности, отношения с социумом, в котором мы живём.
Таблетки, конечно же, в чём-то и лучше! Они и действуют быстрее, и действие их понятно, описано и ощутимо. Съел таблетку транквилизатора – и тревога прошла, один укольчик – и не хочется крушить мебель. Да. В острых состояниях без препаратов – никуда. Можно назвать это «по жизненным показаниям». Но не стоит забывать, что бОльшая часть происходящего с человеком, это всё же результат его деятельности, того, что он делает или не делает. Как ни крути, но у любого невроза есть первопричина, основа, база, почва, из которой и вырастает весь этот пышный букет. Если не учитывать больных психическими заболеваниями с диагнозом «из большой психиатрии», то, в большинстве своём, по мнению психологов и многих психотерапевтов, назначение фармакотерапии подобно подарку в виде костыля, временного облегчения. Это гуманно и приятно, даже дешевле и быстрее. Но только в короткой перспективе. «Можно дать обезболивающее, противовоспалительное и антибиотик, но гвоздь, торчащий из пятки, никуда не денется». По всем канонам, первостепенно необходимо лечить причину заболевания, а не следствия и проявления.
Лично я, по счастливому стечению обстоятельств, будучи и психиатром и психотерапевтом, в своей психотерапевтической практике иногда использую препараты. Но это, как правило, «малая фармакология» и «явная необходимость», когда продолжение пребывания в определённом состоянии может быть вредно или опасно для физического состояния человека (сердечно-сосудистые заболевания, астма, язвенный колит и т.д.). Но в работе с «психотическими» пациентами приём поддерживающей терапии показан.
Очередной вопрос – почему так сложилось, что психотерапия – процедура платная, да ещё и стоит значимых денег? Неоднократно проводились исследования, в том числе и мной самим, когда приём вёлся бесплатно. Первые 2-3 сессии проходили отлично. И восприятие, и динамика, и слышимость – достаточная. Но очень скоро пациент перестаёт ценить достижения, осознавания становятся поверхностными. И вскоре динамика весомо замедляется, а то и вовсе «искривляется». Объяснение данному факту достаточно прозаично. Когда человек что-то получает бесплатно, «просто так», он и относится к этому «просто так», не ценит, не слышит. Если же за что-то человек платит деньги и, как правило, – индивидуально-значимую сумму, то это «что-то» автоматически воспринимается, как своё личное, ценное, покупаемое для себя по важной причине. Каждый момент сессии становится слышимым. Время, проведённое в кабинете, становится ценным и важным. Динамика – правильной и достаточной. Даже после сессии человек продолжает обдумывать, переживать и проживать. Да и во время сессии человек не занимается «не пойми чем», не сидит и не ждёт, что психотерапевт «сейчас будет давать», а полноценно и искренне «работает».
Завершая статью, отвечу и на последний из заявленных вопросов – почему час у психотерапевта стоит Столько? Он же практически ничего не делает, ничего физически не даёт, просто что-то говорит, предлагает что-то сделать или сказать клиенту. «Ни одного гвоздя не забили» (как мне сказал один клиент, строитель по специальности). Ответ прост. Стоимость этого часа в кабинете складывается из цены тех часов, месяцев и лет, которые специалист потратил на обучение, совершенствование и повышение квалификации, бесконечные часы личной терапии, супервизий, конференций, интенсивных семинаров, сотни и сотни страниц спец.литературы (которая, кстати, покупается и "за дорого"). Поэтому, приведу вопрос моего Московского коллеги – «а чего так дёшево?». И опять же – смотрите по результатам работы. Только после некоторого времени становится ясно – зачем всё это. Ни одному терапевту не удалось многолетний невроз вылечить за час.
На этом – откланяюсь. Цените время Жизни. Оно гораздо дороже денег.
До встреч на терапии.
С уважением – Николай Пашков.