603024, г. Нижний Новгород
ул. Горького 195
тел: (831) 2-100-801
e-mail:info@help-nn.ru

Вопрос задает Светлана

Здравствуйте, Светлана.

   В норме к 3 годам словарный запас ребенка должен составлять около 1000 слов. Значения слов уже более определенные. Начинает формироваться грамматический строй речи. Дети могут употреблять слова в единственном и множ.числе.Используют правильно окончания слов. Ребенок может пользоваться фразовой речью,простыми предложениями из 2-3 слов.Речь понятна не только маме,но и окружающим.
В этом возрасте ребенок может еще неверно понимать и использовать слова, например по аналогии с назначением предметов говорит вместо «поливать из лейки»- леять, вместо «лопатка»-копатка. Вместе с тем это явление свидетельствует о «чувстве языка».Это значит,что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется «чувство языка», способность к словотворчеству.
К трем годам ребенок использует все части речи и строит грамматически правильные предложения.Речь становится регулятором поведения.
Ребенок с удовольствием рассматривает в книжках картинки, минут 10 слушает истории, понимает значение слов «большой-маленький». К 3 годам возникает потроебность в самостоятельности,стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка.Это находит отражение в речевом поведении, в выборе выразительных средств общения. Ребенок начинает говорить о себе в 1 лице.

Основания для беспокойства:
1.Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам.( Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не более полугода после появления первых 3-5 слов.)
2.При появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть вместо целого слова.Н-р, дека-девочка, пику-купи,пэха-хлеб.
3.Ребенок не стороит из накопленных слов предложений.
4.Не появляются глаголы.
5.Ребенок строит предложения, но грамматика грубо искажена: Я не хочу- «Аня хочет нет».
6.Не говорит о себе в первом лице( не пользуется местоимением «я».)
7.Во время речи кончик языка высовывается между зубами.
8.Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.


Литература по теме для широкого круга читателей( для мам)
1.З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»
2.Л.Р.Давидович, Т.С. Резниченко «Ребенок плохо говорит?Почему? Что делать?»
3.В.И.Селиверстов «Речевые игры с детьми»
4.Е.Р. Баенская  «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: Младший дошкольный возраст»
5.К.И.Чуковский «От двух до пяти».
Вернуться к списку акций

© , Центр психологической помощи «Отражение»