Вопрос задает Марина
Марина, доброго времени суток!
Пока ребенку не исполнилось трех лет, между ним и мамой - недифференцированное восприятие отношений. И только после трех он может провести различия между собой и другими. И дальше он может рассказать историю о себе. Свое путешествие от рождения до трех лет ребенок начинает с потребности постоянно быть с мамой, при чем и у матери тоже потребность в слиянии и каждый из них, мать и ребенок может чувствовать потребности друг друга, между ними нет границ. Мать может интуитивно чувствовать, что необходимо ребенку, мать знает, почему ребенок плачет (он голодный или хочет спать). И ребенок знает потребности матери, интуитивно. Ребенок приспосабливается к тому, как мать себя ведет. Понемногу, особенно, когда у ребенка начинают резаться зубы, в это время или может чуть-чуть пораньше, ребенок начинает говорить и наступает фаза обучения. Он становится способным взять из среды много информации. То, что он не критикует эту информацию – это тоже здоровый процесс. Он учится языку. В это время он может выучить много языков. Способность усваивать и эффект называния вещей словами, делают ребенка сильнее. Он может сказать, например, «вода», вместо того, чтобы плакать. Он может сказать «папа», вместо плача. Это очень сильно для ребенка, потому, что он может иметь все, что хочет. Это дает ему много энергии и силы. Знакомясь с миром, ребенок получает больше энергии. В какой-то момент этой энергии становится слишком много, и ребенок начинает испытывать потребность в проецировании. Потому что его границы по-прежнему узкие и слабые, чтобы удержать эту энергию. И в этом возрасте вы можете сказать ребенку: «Ты красивый», а он ответит: «Сам красивый». Как будто это обвинение. Он может ударить маму, папу, брата. В возрасте 2-х лет, очень важно, чтобы родители не делали большого скандала из того, что ребенок дерется или бросает игрушки. Лучше в этот момент успокоить энергию, которая связана с избыточным волнением. Когда ребенок бросает игрушку, важно не наказывать его и не говорить: «Ты обижаешь маму». Важно, чтобы мать реагировала: «Хорошо, для меня это ничего страшного». Потому что для ребенка очень важно находиться в контакте с окружением, которое может удерживать его агрессию. Но это отлично от реакции родителей на такое поведение пятилетнего ребенка. Если в 5 лет ребенок это делает, то потребность ребенка другая и поведение родителей должно быть другим.
Советую прочитать:
http://www.help-nn.ru/articles/child-chews/
http://www.help-nn.ru/articles/main-tasks-development/
http://www.help-nn.ru/articles/responsibility/