Для тех, кто столкнулся с проблемой заикания.

Для тех, кто столкнулся с проблемой заикания.

Заикание как никакое другое речевое нарушение вызывает особенно острое эмоциональное реагирование человека на свой дефект. Помимо речевых трудностей, заикающийся человек не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся много одаренных людей.

И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям.

Заикание – речевой дефект, характеризующийся нарушением темпо-ритмической организацией речи, обусловленный судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата.

По форме речевые судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений – та – та –тарелка), тоническими (сильное длительное сковывание движений п- п- пила) и смешанными.

В зависимости от места возникновения, судороги делятся на артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные.

В первом случае поражаются мышцы языка, губ, мягкого неба .Обычно судорога проявляется на согласных звуках.

Во втором случае судорога охватывает мышцы гортани. И тогда голосовые складки прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука( ааарбуз) или голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи возникает задержка и человек как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу и фраза произносится на недостаточном выдохе.

Очень своеобразным и характерным для заикания является то, что частота речевых судорог обычно зависит от ряда причин. Так они могут возникать на каких – то сочетаниях звуков, от формы речи говорящего. Заикающийся почти всегда свободно говорит фразы вместе с кем-нибудь (сопряжено) или повторяет их (отраженно). Зависит и от громкости речи, ритмичности, подготовленности текста. Но еще более разительно отличается частота речевых судорог от окружающей обстановки, где им приходится общаться. Конечно, легче говорить в знакомой обстановке или в одиночестве, и значительно труднее при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.

Причины нарушения ВНД у ребенка, приводящие к образованию запинок, многообразны. Их можно разделить на предрасполагающие и вызывающие.

К предрасполагающим относятся те, что ослабляют НС, подготавливают почву, создают фон для «срыва» ее работы (отягощающая наследственность, внутриутробные, при и послеродовые травмы, детские болезни, пед.запущенность). У ребенка формируется своеобразная «патологическая готовность мозга». Значение предрасполагающих причин в том, что незначительные на первый взгляд случаи (страшный сон, паровозный гудок, уколы и т.д.) могут оказаться «сверхсильными» раздражителями. Против мнения, что заикание является только в результате испуга, говорит, прежде всего о том, что все без исключения люди в детстве обязательно чего – либо пугались, но заикаются, как мы видим, далеко не все.

Конечно, существует ситуационное заикание, когда человек, который несколько минут назад разговаривал с вами живо и непринужденно, начинает запинаться , когда его приглашают делать публичное выступление. Наш разговор сейчас не об этих людях.

Хронического заику характеризует нетерпение, неразвитое чувство времени, подавленная агрессия. Его слова не текут в естественном темпе, сознание переполнено кучей слов, которые стараются выйти наружу все одновременно. Это точное продолжение его жадности, его желание заглотить все сразу. У каждого заики можно найти воспоминание о его жадности – стремление делать вдох во время говорения, и таким образом выдавая свою потребность заглатывать все, даже собственные слова. Агрессия ищет выхода наружу. Очень часто заикающийся может произнести сложное слово после того, как у него бывает короткий выброс агрессии. Он может, например, ударять одной рукой о другую, скрежетать зубами, притопывать ногой. Как только человек готов дать выход своей агрессии, он обнаруживает, что у него есть средства, чтобы ее выразить, что он может визжать или кричать свободно, без каких-либо признаков заикания.

Попытки вылечить от заикания только логопедическими средствами без реорганизации агрессии и нетерпения, могут привести в лучшем случае к тому, что пациент начнет произносить слова как робот, но никогда не станет личностью, способной к самовыражению и выражению собственных эмоций. Т.е., для избавления от заикания абсолютно необходимо прежде всего нормализовать способы проявления агрессии.

Заикающийся заикается зачем-то. Фредерик Перлз описывает молодого заику, у которого был ужасно заикающийся брат. Заикающийся мужчина испытывал настоящие муки, когда ему приходилось выслушивать брата. Поскольку он относился к весьма нетерпеливому типу людей, то чувство неопределенного ожидания и внутреннего напряжения, возникавшее в подобных ситуациях, было намного сильнее, чем у остальных. Позднее он интроецировал заикание брата и это превратилось для него в средство достижения такого положения, когда он сам мог мучить окружающих таким образом, как это делал с ним его заикающийся брат. Вместе с тем он мог изображать невинность, перекладывая ответственность на предполагаемый физический недостаток.

ЗАИКАНИЕ, как и любой ругой симптом для чего-то нужен.

С другой стороны, чем больше фиксируется заикающимся внимание на своем симптоме, тем более упорным он становится. Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных степеней фиксированности на своем дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно – сдержанное, безнадежно – отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим введен термин «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, не замечают его.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться.

3. Выраженная степень болезненной фиксации: постоянное тягостное чувство неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют свое внимание на неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволяет установить следующее:

  1. Фиксация усложняет структуру дефекта.
  2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей ( или стажа заикания).
  3. Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом.
  4. Эффективность работы находится в зависимости от разной степени фиксированности. Чем выше фиксация, тем ниже результаты работы и наоборот.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать свой дефект порождают у заикающихся различные психологические особенности, как то: уязвимость, беззащитность, внушаемость, робость и т.д.

Именно поэтому необходимо работать с проблемой заикания комплексно, в дружбе с разными специалистами и в разных направлениях, т.е. с логопедом-дефектологом, психологом в направлениях по телесноориентированной терапии, гештальт – терапии, арт-терапии и других направлениях.

Вернуться к списку статей