603024, г. Нижний Новгород
ул. Горького 195
тел: (831) 2-100-801
e-mail:info@help-nn.ru

Почему дети не читают?

Этот вопрос напоминает хрестоматийный из «Грозы» - «Отчего люди не летают?». Родители в наше время повторяют его с такой же страстью и недоумением.

Наши дети – другие. Они путешествуют по миру, летом отдыхают на морях и океанах, заводят друзей в социальных сетях, болтают по скайпу с другом, живущим в соседнем доме. В их жизни есть столько всего, о чем мы даже и не мечтали. Но мы читали книги, а они нет.

Я сейчас часто вспоминаю, как отец заходил в комнату и забирал у меня книгу, потому что утром нужно было рано вставать в школу. Сейчас я готова, чтобы мой ребенок читал сколько хочет, но …нет!

Может книги уходят в прошлое? И дети это чувствуют? Все больше и больше информации получают они из компьютера, телевизора, социальных сетей.. Да и конкурировать со временем очень сложно: оно стремительное, технологичное, дети загружены сложными школьными программами, репетиторами и секциями.

Но, как звучит название одной книги, получившей в 2011 году приз российского конкурса, - « Время всегда хорошее», дети в любое время остаются детьми. И поэтому прививать ребенку вечные ценности, в нашем случае любовь к чтению, можно. Нужно лишь найти подход.

Почему же так важна художественная литература? Я, как логопед – дефектолог, говорю о том, что она расширяет кругозор, обогащает речь, развивает чувство языка и воображение, и еще очень важно понимать, что литературные герои помогают проживать разные эмоции и чувства.

А еще чтение захватывает и долго не отпускает. Можно еще долго думать и сопереживать. Значительно дольше, чем после просмотра шоу или телепередачи.

Но наши дети, которые научаются ходить на горшок и в Интернет одновременно, способны ли они получать удовольствие от такого размеренного , сосредоточенного занятия? Как подступиться к ребенку, который говорит, что «читать скучно»? А ведь реальность жизни такова, что ко мне на прием ,как к специалисту, все чаще и чаще приходят семьи, имеющие детей с дефицитом внимания и гиперактивностью.

Пробуем искать подход.

Начинать надо, как водится, с себя. Личный пример здесь просто необходим. Вспомните, когда последний раз вы читали книгу. Поверьте, просто нравоучения не помогают.

Подумайте, какие правила можно создать для вашего ребенка при прочтении книги.

Интересный подход можно найти в книге « Как роман» французского писателя и педагога Даниэля Пеннака . В ней излагаются права читателя, среди которых есть:

  • право перескакивать страницы;
  • право не дочитывать книгу;
  • право читать что попало;
  • право молчать о прочитанном.

Как пример, мама может сказать своему ребенку: « Когда много читаешь, можно легко запоминать правила правописания и не зубрить их или тратить гораздо меньше времени на их запоминание , потому что в трудных случаях срабатывает зрительная память».

Единственное, от чего я предостерегаю, как специалист – это подкуп. « Платить» за прочитанное опасно. Как считает известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер, «внешние побуждения могут принести большой вред , разрушив тонкую ткань собственной внутренней активности детей».

Читать нельзя запретить. Педагоги советуют не устанавливать строгих рамок: пусть поначалу читает все, что хочет. Но в наше время, к сожалению, существует много книг, читать которые, мягко говоря, не нужно. Например, « Маленькая книга о какашках» зарубежного автора или книги – приколы, существующие, скорее, для взрослых. Относитесь внимательнее к тому, что читает ребенок.

Есть качественная литература и издательства, которые умело заполняют полку подростков, родителям нужно лишь приложить усилия, чтобы следить за новинками. Это «Розовый жираф», «Энас», «Время», «КомпасГид», «Самокат» и многие другие.

Есть еще одна примета нашего времени – электронные и интерактивные книги. Это удобно: можно закачать сразу много всего, легко носить в сумке, идеально для долгих путешествий. Хотя, будем честны, для детей и подростков это опять очередной гаджет, но это хотя бы средство для привлечения внимания к процессу чтения.

Пока мы можем влиять на ребенка, на его отношение к чтению, нужно влиять. В чем- то ограничивать, что – то запрещать. Конечно, выбор книг и жанров частично зависит от того, что читают в семье. Можно считать, что дети сами со временем перерастут литературу сомнительного качества и захотят что – то глубокое. Но чаще, не будем скрывать, подростки или останавливаются на этом уровне развития, или вообще теряют интерес…

С другой стороны, вижу по своему сыну, с появлением электронных носителей, положение улучшилось: даже стало модно читать что – то свое на переменах. Может, и не все потеряно?!

Вернуться к списку статей

© , Центр психологической помощи «Отражение»