«Директор кукольного театра», или манипулятор каков он есть

«Директор кукольного театра», или манипулятор каков он есть

Когда кто-то из нас начинает интересоваться вопросами психологии, а в особенности поведенческой стороной человеческих проявлений, то редко отдает себе отчет в том, зачем ему это нужно. Даже застав себя читающим данный текст, попробуйте ответить на вопрос: «Зачем я это делаю?» Кроме бескорыстной любознательности и желания помочь себе и близким, здесь может присутствовать смутное желание понять человеческую природу, чтобы властвовать над ней — над собой и над окружающими. Обретение контроля над ситуацией является одной из важнейших потребностей цивилизованного человека. Вопрос заключается в том, как он это делает и в какой степени.

Возможно, что у кого-то из вас было ощущение, что вас используют, что вами управляют и ведут. Причем, не только возвышенные Боги, но весьма приземленные смертные: родители, друзья, дети, начальники, подчиненные и т. д. Вспоминаете статью про созависимость? А про «игры, в которые играют люди»? Есть нечто такое, что объединяет эти две темы. Это явление манипуляции. «Он мною манипулирует!», «Не надо мною манипулировать!» — вполне современные и распространенные высказывания. Хочется противопоставить себя, отделить, не быть предсказуемым и сказать, что живешь в мире не для того, чтобы соответствовать чьим-либо ожиданиям!.. Но продолжаешь соответствовать и возлагать свои ожидания на других.

Что же такое манипуляция? Манипуляторами называли роботов, которые передвигают и прикручивают разные детали, участвуя в создании какого-нибудь неживого объекта. Манипуляция от латинского manipulatio — ручной прием, действие. Манипуляция — это человеческое поведение, направленное на изменение поведения другого человека для достижения своих целей. Часто манипуляция носит характер различных уловок и ухищрений. В этом есть своя прелесть, которая представлена в виде бесконечных псевдо-интеллектуальных расчетов, тревоги и азарта. Это та же игра. Вернее самая ее суть. Повсеместно уменьшающееся количество по-настоящему живых лиц вводит явление манипуляции в ранг глобальных психосоциальных проблем современности (наравне с наркоманией и СПИДом). Эта проблема рассматривается гуманистически настроенными людьми скорее как трагедия нравственного порядка.

Помните почти классический вопрос: «Где у него кнопка?» Тот, кто произносил эту фразу, был абсолютно уверен, что она где-то есть. Манипулятор постоянно занят поисками этой «кнопки» у другого человека, вернее целого «пульта дистанционного управления», чтобы усилить или уменьшить «яркость», «громкость», переключить со «спортивных новостей» на «погоду» и т. д. Причем, современное общество устроено так, что язык манипуляции становится своего рода «государственным языком» цивилизованных людей. Узаконенная в неписаных законах манипулятивность сопровождает человека от рождения и до смерти.

Сущность манипуляции состоит в следующем. Когда мы манипулируем, мы воспринимаем другого человека как объект (а не субъект). Мы бессознательно лишаем другого человека права быть живым и свободным в своих проявлениях и действиях. Нам очень важно, чтобы все было так, как нам надо. Опять просвечивает один из самых гнусных человеческих грехов — гордыня, конкуренция с Богом. Иногда даже возникает иллюзия, что «у меня это получается». Но, пытаясь манипулировать другими, мы сами становимся жертвами манипуляций других людей — так сами приняли правила этой игры. Вот критерии, по которым в психологической литературе определяют наличие манипуляции: использование других в качестве вещей, отношение к другому как к средству, объекту, орудию, программирование мыслей, намерений, «структурирование мира», управление, контроль, эксплуатация, господство, принуждение, применение силы, косвенное воздействие и т. д.

Несмотря на удобство в применении и целесообразность некоторых манипулятивных проявлений (если речь идет о выживании или экономии душевных сил в кабинете чиновника), они имеют больше минусов, чем плюсов. Что является слабым местом, ахиллесовой пятой манипулятора? Как манипуляции отравляют жизнь человеку?

1. Манипулятор вынужден постоянно маскировать свое истинное лицо, чтобы его замысел не был раскрыт. Он постоянно озабочен расчетами и придумыванием сложных ходов (слов, действий, реакций и т. д.)

2. Постоянный расчет переходит в привычку и доводится до автоматизма. Человек превращается в «озабоченный автомат». А механическая неискренняя деятельность превращает жизнь в нелюбимую работу.

Манипуляция, как всякая игра, имеет свои правила. Пытаясь манипулировать другими, мы сами становимся жертвой манипуляции, так как принимаем правила «игры». В качестве примера можно привести отношения типа «купи — продай», причем, «купи» подешевле, а «продай» подороже.

Э. Шостром, один из главных специалистов в сфере различения манипуляторов, приводит несколько причин их появления. Он утверждает, что манипуляторами не рождаются. Также Шостром выделяет несколько условных типов манипуляторов. Но об этом — в нашей следующей беседе.

Главными специалистами в сфере различения манипуляторов можно по праву считать Ф. Перлза с его гештальт-подходом и Э. Шострома с его бестселлером «Анти-Карнеги или Человек-манипулятор». Шостром дает характеристику манипулятора. Манипуляторам свойственно:

1. Разыгрывание ролей, стремление всеми силами произвести впечатление на других, старательный подбор и выражение чувств в зависимости от обстоятельств. «Ты что плачешь?» — спрашиваем мы ребенка. А в ответ: «Отойди, я не тебе плачу, а маме!»

2. Обладание «туннельным» видением, т. е. они видят и слышат только то, что хотят видеть и слышать. Например, ревнивый муж, уверенный в том, что жена ему изменяет. Никакие доводы и доказательства не убедят его в обратном.

3. Жизнь для них — шахматная игра, они стараются контролировать ситуацию; внешне сохранять спокойствие, для того, чтобы скрыть свои планы от других людей.

Не доверяют никому — ни себе, ни другим, в глубине души не доверяют человеческой природе вообще. Всех людей делят на две большие категории: на тех, кого контролируют и тех, кто контролирует.

Это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.

Шостром, ссылаясь в свою очередь на другие выдающиеся умы, приводит несколько причин появления манипулятора. Он утверждает, что манипуляторами не рождаются, а становятся по тем или иным причинам.

Первая причина в том, что человек пребывает в постоянном конфликте между опорой на себя и опорой на внешнюю среду. Либо мы не доверяем другим и стараемся все контролировать, как начальник-"параноик«, который блокирует любую инициативу своих подчиненных и препятствует их творческому и социальному росту. Либо мы не доверяем себе и стараемся во всем найти поддержку у окружающих людей (зависимость от оценок окружающих, псевдослабость, псевдослабоумие).

Вторая причина в том, что риск и неопределенность вокруг нас столь велики, что человек чувствует себя беспомощным, и у него возникает потребность контролировать ситуацию.

Другими причинами являются страх перед затруднениями разного рода — мысль о том, как будто ты умрешь, если тебе вдруг придется самому зарабатывать себе на жизнь, или иллюзия того, что любовь можно заслужить, только доведя себя до совершенства. Также выражением страха может считаться попытка заменить любовь к другому властью над его жизнью.

Существует несколько условных типов манипуляторов. Современный манипулятор появился в условиях ориентации на рынок. Рынок стал главным героем жизненной драмы. О нем говорят, как о живом существе. Рынок определяет, Рынок диктует, Рынок обеднел и т. д. Мы наделили его какими-то чисто человеческими чертами. В то же время человек становится вещью, которую можно использовать в разных целях. Это, конечно, дорогая вещь. Ее надо изучать, о ней надо много знать, чтобы лучше использовать. А многие вещи можно расчленять, разбирать и собирать безо всякого повреждения их природы. Другое дело, человек. Вы не сможете расчленить его, не умертвив. Вы не сможете манипулировать им, не причиняя ему вреда. А главная задача рынка — добиться от людей, чтобы они были вещами. В условиях рынка человек не столько человек, сколько потребитель. Люди, которые имеют отношению к созданию рынка, знают, что если у человека нет потребности в каком-то товаре, то ее нужно создать, не брезгуя никакими средствами. Как бы мы ни возмущались по поводу того, что для портного мы — «костюмы», а для парикмахера — «головы», с этим трудно что-либо сделать. Рынок создаем и одушевляем мы сами. Сами плодим манипуляторов.

Манипулятор, который пытается нами управлять, нас «расчленять», бывает многолик. От страха видеть перед собой живое и непредсказуемое существо, он идет на самые разные ухищрения, чтобы сделать его предсказуемым и не совсем живым (немножко мертвым). Он придумывает разные схемы, должностные инструкции, таблички типа «Посторонним в.», «Работать здесь», «Уходя, гасите свет», «Запрещено», доводя контроль до абсурда в разного рода предписаниях, уставах и т. д. Манипулятор привязывает невидимые нити к людям и становится сначала кукловодом, а потом директором кукольного театра, все более отдаляясь от главных действующих лиц самой жизни.

О многоликости манипулятора можно говорить долго. Приведем несколько примеров. Классическими считаются два типа, названных в свое время Фридериком Перлзом «Собака сверху» и «Собака снизу».

«Собака сверху, или победившая в драке» — название весьма и весьма условное. Это человек, который явно преувеличивает свою силу, но пытается добиться своего именно силой, давлением. Он раздувает себя до невозможности, он ссылается на авторитеты. Он требует и негодует. Он всегда прав. Он правилен и безупречен. Он «крутой». Его девиз — «Делай, как я сказал!» Другие названия — Диктатор, Заместитель Бога, Босс.

«Собака снизу, или проигравшая в драке» всегда находится примерно там, где «собака сверху». С кем же борются, кого побеждают? Девиз этого еще более коварного манипулятора — «Лежачего не бьют». Это волк в овечьей шкуре. Ему тоже надо управлять и властвовать, добиваться своего чужими руками. Но духу и энергии не хватает. И он становится «тонким и ранимым». Он печально вздыхает, молчит и ждет, когда кто-нибудь сделает за него его работу. Он похож на женщину, которая собралась уходить с вечеринки, подошла к вешалке и удивленно немного испуганно озирается вокруг себя — "А кто мне подаст пальто?!«:ей в голову не приходит надеть его самостоятельно. Манипулятор такого рода слаб, неумел, несчастен. Часто он бывает чуть слащав, заменяя практически все слова эвфемизмами. Его всегда немного жаль. На конструктивную критику он реагирует тихим вздохом, глаза наполняются слезами, голос начинает дрожать. Если это именно вы попытались его покритиковать, то у вас возникает ощущение, будто вы «ударили ребенка». «Собака снизу» побеждает чаще, чем первая. За счет преувеличения своей чувствительности, она развивает большое мастерство в деле выпрашивания дополнительных благ. Таких людей еще называют Тряпкой, Конформистом, Хамелеоном. Он же «плохо-себя-чувствующий» и «переживающий-трудные-времена», причем всегда. Близко к этому типу стоит «Прилипала», который изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Разновидности — Нытик, Вечный ребенок, Паразит, Халявщик.

Разновидностью успешного манипулятора является непоследовательный руководитель, который меняет свои решения подобно весеннему ветру, а наказывает и поощряет своих подчиненных абсолютно нелогично и бессистемно. А подчиненные, измученные поиском тайного смысла и логики в его действиях, замирают в напряженном ожидании и состоянии хронического стресса, как у рулеточного колеса. Они ждут выигрыша и иногда действительно выигрывают, хотя периодически в них летят пепельницы и долли. Быть непредсказуемым и нелогичным с серьезным выражением лица — прямой путь превращать людей в камни.

К другому виду манипулятора относятся разного рода обольстители и соблазнители. «Я — раб лампы» — говорит он вам. И вы действительно чувствуете, что можете потереть лампу — и все будет. А он взамен захочет вашу душу в виде вечной преданности. И вы ослепнете подобно Сольвейг, но все еще будете думать, что лампа работает. Близок этому типу «Славный парень», который преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает своей добротой. Он задушит кого угодно своей любовью и навязчивым сервисом.

Типологию манипуляторов можно продолжать, расширять, развивать. Но это тоже своего рода манипулятивный акт. Манипулятор, который находится внутри нас, не менее коварен. Он невидим, но честно выполняет свою работу, лишая насжизненности изнутри. И мы под его влиянием контролируем себя, делим самого себя на субъкта и объект, на две собаки, ставим себя в рамки и рассматриваем свое тело как механизм для а) поглощения пищи, б) зарабатывания денег, в) выполнения супружеского долга, г) вождения автомобиля, д), е)...

Внешний и внутренний планы манипулятора смешиваются. То, что есть внутри, появляется снаружи. А то, что снаружи, переходит во внутренний план. Где же выход? Как жить с манипулятором и быть свободным от манипулятора? Э. Шостром предлагает стать актуализатором. На первый взгляд может показаться, что бороться с манипуляциями — все равно, что пылесосить пустыню. Представители НЛП говорят, что «всякая коммуникация — есть манипуляция. Выигрывает наиболее компетентный». Они как бы призывают нас совершенствоваться в искусстве манипулирования собой и окружающими. В этом есть определенный здравый смысл, так как творческая манипуляция (или творческая адаптпция) — это и есть актуализация. Для начала можно начать «обламывать» нетворческих и примитивных манипуляторов. Чувствуя подвох, можно открыто и прямо заявить о своем недоверии. Перестать делать вид, что вам жаль Нытика, что вы боитесь Диктатора, что вы верите Обольстителю. И готовьтесь к тому, что на ваши манипуляции ответят тем же. Не бойтесь, это не так уж больно, но очень полезно. Постепенно вы достигнете внутренней свободы и приобретете черты актуализирующейся живой личности. Вы станете искренним и естественным, вам никогда не будет скучно, вы будете осознавать свои чувства и правильно с ними обходится. Вам не будет страшно, что окружающие узнают о вас что-то такое, о чем нельзя знать. Выбудете прозрачны и доверчивы. Внешне вы будете более привлекательны в силу своего внутреннего очарования и одухотворенности. Вы станете «патриотами своей личности».

Вернуться к списку статей